Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 
Брама сайта arrow ТВОРЫ arrow Пісьменнік і час arrow Братство на разный лад

Братство на разный лад Друк E-mail
03.06.2009 | 16:25 |
Елена Шуваева-ПетросянОтветы белорусского писателя Василя Яковенко на вопросы журналистки Елены Шуваевой-Петросян после его очередного посещения Армениии

1. Василий Тимофеевич, как и когда вы впервые попали в Армению?

Бывает, судьба делает человеку подарок. В этом случае редакция литературного журнала «Неман» сделала мне, уже известному тогда публицисту, предложение: поехать в одну из республик Союза ССР и написать о ней очерк. Другие авторы напишут о других народах, нациях... Акция была задумана редакцией в связи с приближающейся 60-й годовщиной СССР. Шел 1981 год.

Почему я избрал Армению? Может быть потому, что эта страна была для меня большой загадкой. Конечно, она не имела бесконечно грустной лирической песни «Сулико», которую после войны у нас в народе нередко можно было услышать, не имела и звонкого ансамбля «Ареро», который захватывал, брал замечательно выраженным в искусстве темпераментом народа. Нет, этого там не было. Зато припоминалось, как где-то за высокими горами Кавказа неотразимо чарующе звучали песни и напевы Зары Далухановой. С другой стороны опять же покоряли слушателей (по-видимому, не в одной Беларуси) армянские анекдоты.

Потом, читая бесподобную по наполнению народным колоритом и юмором повесть Гранта Матевосяна «Твой род», я пойму: в анекдотах «Армянского радио», независимо от того, слагали их армяне или кто-то иной за них, удивительным образом прослеживались неподдельные интонации и мотивы армянской натуры, находчивой и живой души. А что еще? В той шибко гористой стране жил выдающийся ученый астроном Виктор Амбарцумян. И как раз ему под стать была гора Арарат.

Я не исключаю, между тем, что в моем побуждении поехать в Армению сыграла определенную роль и интуиция.

В Армении я нашел то, чего не имела или растеряла в дремучих столетиях, полных варваров, моя родная Беларусь, называвшаяся до 1840 года Литвою (но это была иная Литва).

2. Что вы как публицист думаете о трагических страницах в истории Армении? Как эта страна представлена в Вашем большом очерке «Глаза Наири»?

Исторически на землях Армении сложилась нация с древней самобытной, богатой и самодостаточной культурой, с развитой письменностью, наукой, имевшей познания в различных областях. Надо сказать о глубоко нравственном, гуманном проявлении национальной культуры. Отсюда складывается представление об умном и достойном всяческого уважения народе, на долю которого выпали страдания, что в кошмарном сне не приснятся.

В очерке «Глаза Наири», который печатался в «Немане», затем в книге «На что нам жизнь дана» (М., «Советский писатель», 1991) я стремился решить творческую задачу, которая для меня тогда казалось сверхзадачей, - отразить, передать миролюбивый, созидательный дух народа, показать его истерзанную и, тем не менее, богатую, красивую душу.

3. Расскажите о Вашей миссии в Нагорном Карабахе.

Василь Яковенко на территории Дома творчества Союза писателей Армении Моя поездка туда никак не мыслилась мне миссией. Просто был острый интерес к тому, что там происходит. СМИ дозировали и калечили правду, о чем не трудно было догадаться. Впервые за свою жизнь в СССР увидел на улицах и площадях плотные ряды военнослужащих, оснащенных прозрачными щитами и дубинками.

Когда я попал в Степанокерт, когда почувствовал психофизический, употребим это слово, заряд и дыхание многотысячной толпы, митингов на стадионе и улицах города, я понял, что имею дело с народом армянской национальности. На меня, белорусского литератора, тотчас посыпались градом вопросы типа, где же Москва и почему она не отвечает на решение областного Совета НКАО, принявшего решение о присоединении к Армении; где, наконец, братские народы Союза и почему они не реагируют на резню армян в Сумгаите; в конце концов, где же правдивое освещение событий в прессе и почему врут корреспонденты, называя народ кучками смутьянов и бандитов? Слушая все это, мне, знаете, делалось не по себе. Я понимал, что люди на этих отрогах кавказских гор оказались в вакууме, в политической блокаде, подобной на заговор против них, против всего народа Автономной области Нагорный Карабах! И это в момент так называемой перестройки!

Редактор газеты «Нагорный Карабах» Максим Ованесян предложил мне дать интервью его газете. Не буду говорить, что в тот момент я не почувствовал робости, но преодолел ее, а радости тоже не помню, лишь холодок прошел по сердцу, и было ощущение исторической, стоит заметить, личной ответственности да исполнения гражданского долга. Я понял, что мое пребывание на этой земле действительно превращается в миссию. Мне сподобилось апеллировать к малоизвестным историческим фактам, которые, возможно, от народа Азербайджана скрывали. Искренне и, быть может, наивно, я апеллировал к правде и справедливости.

Газета с моим интервью вышла 31 августа 1988 года. Город, полагаю, был приятно удивлен. В своих надеждах на сочувствие и поддержку со стороны армяне не были обмануты. А для меня лично дорогим оказался последовавший за этим эпизод. Меня разыскала в Минске незнакомая женщина-армянка. Назвалась Светланой. Передала мне бутылку фирменного коньяка. «От кого?» - спрашиваю. - «От армянского народа!» - отвечает. Спасибо!

Иная реакция была со стороны азербайджанцев. И это понятно, публикация свалилась на них, как снежный ком на голову. Первым побуждением у них было опровергнуть меня. Эту ответственную миссию взяли на себя руководители пяти творческих союзов, начиная с писательского, возглавляемого известным тогда Анаром. И покатили они на меня бочку (через ЦК КПСС и ЦК КПБ). Добавлю для ясности, что «бочка» была пустой. Тем не менее, наделала шуму. Наш Союз писателей на одном из собраний, к чести его, разобрался, что к чему, и не дал меня в обиду. Совесть моя была чиста.

4. Вы недавно были в Армении? Как она изменилась?..

Министерство культуры и Союз писателей Армении пригласили меня на Форум переводчиков, писателей и издателей стран СНГ и Балтии, который состоялся в октябре 2008 года. Я благодарен за приглашение и прием; мне интересно было на форуме. По сути своей сделана попытка возобновить творческие связи литераторов, прерванные распадом Советского Союза. Этому будет способствовать созданное на форуме международное общественное объединение писателей, переводчиков, издателей. Практические результаты, я надеюсь, не замедлят сказаться, как только будет подготовлен и издан Каталог участников этого объединения, открыт сайт с широко поданной на нем информацией. Знаменательным и знаковым моментом является то, что ремесло перевода литературы для Армении традиционное, давнее, древнее. Потому не случайно здесь на госуровне и отмечается День переводчика, это прекрасно!

Шедевры каменного творчества армян - ХАЧКАРЫ  

К сожалению, на этот раз я не мог, точнее, не имел возможности в силу ограниченного времени увидеть Армению, как прежде. Но порадовало уже то, что у этой страны упорядочились и стали теснее культурные и, возможно, хозяйственные связи с Нагорным Карабахом. Карабах стал ближе, хоть по-прежнему находится в составе Азербайджана. Приятно и то, что Союз писателей Армении сохранил свои позиции в обществе в отличие от Беларуси. А город Ереван засветился от множества неоновых и прочих реклам частных фирм, стал ярче. Правда, складывается впечатление, что раньше улицы были опрятнее, чище.

После развала Союза и последовавшей за этим инфляции армянская экономика потерпела, пожалуй, больше белорусской. У нас удалось сохранить многие крупные предприятия, а потом в некоей мере и модернизировать их. Эти плюсы, правда, я отношу на счет не одних руководителей страны, но и народа, его менталитета, предрасполагавшего к спокойствию и выдержке. У Армении же, от расстроенного внутреннего управления и активности различных хватов, потерь куда больше. Буду рад, если руководству и народу Армении, в трудолюбии которому никак не откажешь, удастся в скором времени не только восполнить потерянное, но и добиться дальнейших успехов, дабы значительно улучшать благосостояние своих граждан.

У армян осталось немало советского патриотизма, как, впрочем, и нигилизма к собственным духовным и материальным ценностям. И это, замечу теперь, не самое лучшее в армянской душе. Вместе с тем возросло и национальное самосознание, у молодежи, по крайней мере, что я имел удовольствие отметить при встречах и беседах со студентами. Это надо ценить, ибо самосознание и национальная гордость - залог дальнейшего оздоровления и развития гражданского общества, не только в Армении.

5. По сути, у России остались лишь Беларусь и Армения, которые никогда не отличались метаниями от фронта к фронту... Что Вы думаете об этом?

Да, когда-то мы все были народами-братьями. Возможно, и остались ими. Вместе пережили десятилетия, в которых были и трудовые успехи, и войны, горести, радости, торжества, и, простите, всевозможные бредни, деспотизм, самообман... Было всякое. Но мне показалось, что Ваши слова предполагают верность России. Хотелось бы знать, не смещено ли тут что-то в понятиях? Ведь другие народы и республики откололись не от России, фактически они вышли из состава СССР, членство в котором было «добровольное». России же, возможно, показалось, что они оставили ее.

Не стоит отождествлять СССР с Россией или, если хотите, с Российской империей. В политике российской элиты все еще превалирует стяжание больших территорий, но отнюдь не наполнение жизни для русского человека на имеющихся территориях, и отсюда ножницы, которыми подрезается существование коренного русского населения вообще. В любой империи в правах ограничиваются народы. Лет семь-восемь тому М.Горбачев, выступая в печати, признал свой просчет. Подчас перестройки, мол, следовало дать республикам больше свободы... Конечно! Я писал ему в 1987 году о худосочности перестройки и получил из секретариата ЦК КПСС благодарность за свои неспокойные размышления, сетования, предложения. В переданных мне словах - восхищение прямотой, искренностью и как бы мудростью, а на деле - работа мотора на холостом ходу. Разве что из устава партии изъяли п.6... Может показаться странным, но только перестройка, которую замышлял в свое время другой партийный деятель - Л.Берия, именно с расширения прав и свобод союзных республик и должна была начаться. Ей не дал ходу Н.Хрущев.

В том нашем государстве катастрофически не хватало соответствия закрепленных в Конституции прав и отношений между народами реальной практике. Страдали народы и нации. Не в последнюю очередь русская.

Для меня было бы опрометчивым сегодня анализировать отношения Армении с Россией. Друзья, как водится...

У нас друзья вокруг, да только дружба и братство - на разный лад. Я знаю о признательности армянского народа России. Россия в своё время не позволила озверевшим янычарам выполнить геноцид на армянской земле в полной мере.

У русских с Арменией отношения устойчивые, быть может, дружеские, если только она, Россия-матушка, не покушается на вашу свободу и культуру, не проводит русификации Армянского нагорья. Однако приходится сожалеть, что дружба оборачивается добром не всегда. Чинят препятствия, например, Грузии, а в сложном положении из-за этого оказывается Армения. И другой пример: в сомнительной ситуации Россия декларировала независимость (от Грузии) Абхазии и Южной Осетии, в то же время «высокие принципы» не позволяют ей пойти на признание независимости Чечни и Нагорного Карабаха.

У нас, белорусов, в отношениях с Россией - чересполосица. Правда, внешне отношения никак не предвещают войны. Декларируется дружба. Да вот под полупрозрачным флером многое скрывается. Когда-то будоражившие наших предков драматические и трагические события как бы выпали на дно, и все... Простите, однако я занимаюсь национальной историей и мне приходят на память строки из песни:

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно.
В роковом его просторе
Много бед погребено.

В глубины страшно заглядывать. Но как же иначе? Ведь там истоки наших сегодняшних событий, судеб и даже характеров. История Беларуси долгое время лежала в архивах мало доступных. Дело в том, что у литвинов, помимо их воли названных белорусами, никогда не было общих корней с Московией и Россией. По крови мы разные, и это показали исследования ленинградских и минских генетиков, произведенные еше в середине 20-х годов прошлого столетия. По менталитету мы тем более разные. Наш народ был привержен земле, земледельческому труду, прикладному творчеству, его всегда отличал спокойный, толерантный, обходительный уклад жизни, о чем свидетельствует богатейший в мире фольклор. По крайней мере, уклад не был разбойным, грабительским. Хоть походы на земли соседей по различным причинам и были. А вот у восточного соседа ориентация исторически сложилась иначе.

Наш замечательно великий сосед унаследовал от «300-летнего татаро-монгольского ига» необозримые просторы земель в Европе и Азии, которые тогда еще не назывались Русью, а разом - и захватническую политику. Не зря же русский царь Александр 11 утверждал, что Россия - государство не земледельческое и не промышленное или торговое, а военное, опирающееся на армию и флот.

Между нашими народами было много кровопролитных войн. В жестокой войне, навязанной Московией Великому Княжеству Литовскому (а это историческая белорусская держава!) и Польше в 1654-1667 годах погибло более 50 процентов наших предков. По городам - до 97 процентов. Многие годы, почитай, два столетия, от самых екатерининских времен, Беларусь (а раньше Литва) были самой настоящей колонией России. В ней, прежде наиболее развитой, запрещались образование и письменность на родном языке, а после антироссийского восстания под предводительством Кастуся Калиновского в 1863 году запретили уже и название (второе по счету) Беларусь, и мы стали российским Северо-Западным краем. Местные жители (литвины-белорусы), чтобы не накликать на свою голову беды, стали именовать себя просто «тутэйшыя», что означало здешние (люди без роду без племени). Ладно, пришли к власти Советы...

Незадолго до образования БССР от Беларуси забрали часть ее исконных земель - Смоленщину и Брянщину, отнесли их к России

Тем не менее, в пределах урезанной национальной общности в БССР создавались условия для возрождения народа. Учитывая настроения белорусов, подарили нам такую возможность большевики. На непродолжительное время. Пока не подросло новое поколение. А затем -- брутальный откат. Отняли подарок. Службы сталинских опричников выкосили всю национальную интеллигенцию, и научную, и творческую, включая государственных деятелей, за исключением разве единиц. Истребили, перекромсав, практически всю национальную литературу, выпущенную за 15-16 лет Советской власти, миллионы томов! Был взят курс на жесткую русификацию.

Так чем же эту злостную вакханалию называть, как не физическим и духовным геноцидом?

И это в различных формах продолжается по сегодняшний день. Почему? России нужен свой державный коридор на Запад?

Сколько раз после литературных встреч, проводившихся в коллективах Минска и других городов, ко мне подходили именно русские и не без участия спрашивали, почему в республике в столь плачевном состоянии оказался родной белорусский язык; а ведь приятно слышать, сетовали они, как на нем разговаривают.

Я приведу еще одно высказывание по затронутой теме. Цитирую по газете.

Профессор из Москвы, коренная москвичка, интеллигентная женщина, этак тихо и твердо сказала: «Ненавижу белорусов, холуйская, рабская нация. Даже язык свой и тот предали!»

Обидно... Правда, вам, журналистке, коренной россиянке, скорее всего, непонятно, что же у нас происходит. Ведь Беларусь, как-никак, суверенное государство ...

Да, но суверенное, к сожалению, де-юре. А практически - не настолько. Нас пасут, как папуасов... И та профессор правильно сказала, но только не дошла до причины, почему так происходит. По-видимому, не случайно у нас в высшем эшелоне власти половина русских и в темпе сокращается число белорусских школ, урезаются программы преподавания белорусского языка, истории, упразднен курс белорусской истории как самостоятельный предмет, книжная продукция в магазинах на 90 процентов российская. Так что же это, как не сдача позиций белорусским руководством? Нас ведут в никуда, где ни имени, ни чести, ни славы. Да знали бы профессора в Москве нашу историю, знали бы, через какие испытания прошел белорусский народ, донеся до нас (в сегодняшний день) свою культуру и язык, знали бы, что и кто нам сегодня противостоит, возможно, они как-то иначе высказывали бы свои чувства к белорусам.

Когда-то писатель В.Быков остроумно и грустно заметил, что от нас украли народ. Добавлю, эта акция не однодневная, процесс продолжается, и, чтобы он не возымел обратного хода, делается все для цепких объятий, для крепких и цепких братских уз под декларацию: два народа - один народ! Московская дама, покупающая в Англии королевские дворцы и, возможно, готовящаяся закупить саму Англию, строит в Минске не один микрорайон... Но это лишь семечки в сравнении с другими восточно-соседскими братскими фирмами и магнатами-братьями, которые зарятся на Беларусь.

Одним человеком у нас принято «политическое решение» о своей АЭС, которую берутся построить опять таки российские специалисты. Надо ли говорить, что подобное строительство в стране, больше других пострадавшей от чернобыльской катастрофы, вообще аморально. (По статистике, кстати, половина мужчин, проживающих в Беларуси, не в состоянии выполнять сегодня свои чисто мужские обязанности). Во-вторых, игнорируется мнение независимых экспертов, и тем более Института экономики НАН Беларуси, об экономической нецелесообразности строительства АЭС в Беларуси. В-третьих, сама атомная станция практически будет принадлежать не Беларуси, а России. Тут уж и самый «умный, правильный и честный» человек, каким он себя пытается подавать, окажется просто пылью на ветру в российских просторах.

Как видите, должен вас огорчить своим ответом. Ведь дружба предполагает нечто иное, как минимум, уважение к языку и культуре соседа, его суверенитету. Буду рад, если у вас, в Армении, складывается иначе. Дай Бог!

6. Что объединяет Беларусь и Армению?

Безусловно, прежде всего, история. Мы друзья по несчастью. Армяне подвергались насилию на протяжении всей истории со стороны турков. Политика геноцида армян сформировалась окончательно в конце 19 века, и в 1896 году было вырезано 300 000 армян. Армяне были подвержены геноциду и в 1905 году в Баку. Потом во время 1-й мировой войны, когда земли белорусов в течение нескольких лет топтали боты кайзеровских солдат, турки вырезали до 1,5 миллиона армян, а 2 миллиона переселили на гибель в пустыни Месопотамии, забравши их земли. Рецидив геноцида имел место и недавно, в конце 80-х годов прошлого века, в Сумгаите, Баку, чему я был свидетелем.

Беларусь за свою историю перенесла его трижды. В 1654-1667 годах, о чем я уже говорил. Потом ползучий геноцид национальной культуры, языка, менталитета, продолжавшийся все ХIХ столетие, когда страна была в составе России. Затем физический и духовно-нравственный геноцид в 30-е кровавые годы, отданные на откуп Ежову, Берия и самому «отцу всех народов». В завершение всего интриган Сталин отобрал у белорусов в 1940 году историческую столицу, город Вильно, а в 1944-м, что бы облегчить формирование «народного» режима в Польше, протянул временному правительству этой страны в качестве сладкого пряника исконно белорусскую Белостокскую область, в составе четырнадцати административных районов.

Именно в силу подобных обстоятельств я и сопереживал там, в Карабахе, воспринимая боль армян, их тоску и скорбь, как свою.

Теперь, если хотите, несколько слов о поразительно плодотворном сотрудничестве армян с литвинами на исторических белорусских землях. Дело в том что, как отмечают наши исследователи, в ХVI - XVIII веках дворянское сословие, которое в Великом Княжестве Литовском и Польше именовалось шляхтой, оказалось в плену мифов о сарматах, населявших ранее южные просторы Украины. Ложно создавались легенды о влиянии этих племен также на литвинов и поляков. Появилась мода в одежде с ориентацией на «сарматов», а практически - на Восток, на персов. В составе мужского восточного костюма проникает сюда, в самый центр Европы, кунтушовый пояс. Армянские купцы завозят из Стамбула и Константинополя через Галицию товары, среди которых особым успехом у шляхты пользуются длинные, шитые золотом и серебром, расцвеченные, широкие и плотные пояса. Они вскоре стали символом достатка, богатства, красоты, как, впрочем, и знаком отличия высшего сословия от других. В 1730-х годах князь Михаил Радзивилл «Рыбонька» открывает в Несвиже свою мануфактуру по производству кунтушовых поясов, обучает людей этому делу в Галиции, где уже действует армянская мануфактура. В скором времени он переманивает оттуда в свой двор и молодого, но опытного мастера Ованеса Маджарянца (по- местному - Яна Моджарского), разрешает ему перевезти из Константинополя семью. Радзивиллы потом переносят мануфактуру из Несвижа в Слуцк, укрупняют ее. Ян и его сын Леон совершенствуют производство поясов с учетом белорусского колорита, орнамента, бытовых традиций. Их товар, обретя марку «Слуцкие пояса», заставляет трепетать перед собой вельмож и шляхту, «слуцкие» затмили все остальные пояса в Европе, они стали пользоваться спросом также в Москве.

Но это опять же - история. В 1940 году большая коллекция слуцких поясов демонстрировалась на выставке в Москве. С войной она там и осталась. Преемница СССР могла бы сегодня сделать добрый дружеский жест, вытащив из тайников эту коллекцию и передав ее белорусскому народу.

А сегодня в Беларуси есть диаспора армян, и я знаком с ее предпринимателем Арменом Хечояном, человеком удивительно богатой духовной культуры, историком, социологом, публицистом, наконец, координатором проекта по выпуску замечательного иллюстрированного патриотического журнала «Анив», который выходит на русском языке и распространяется в армянских диаспорах, в том числе в Москве. Так вот с Арменом мы друг друга глубоко понимаем и уважаем.

Наши страны сегодня объединяют те же чувства братских уз и вполне прагматические торгово-экономические отношения.

Из информации в Интернете.

Беларусь поставляет в Армению автомобили грузовые, автомобили специального назначения, «Белазы» для Каржаранского медно-молибденового комбината, трактора, в том числе седельные тягачи, молоко и сливки сгущенные, лекарственные средства, спички, шины, кожу, плиты древесноволокнистые, фанеру клееную, насосы жидкостные, трансформаторы электрические, части и оборудование для автомобилей и тракторов.

В ответ Армения импортирует коньяк, органические соединения, лекарственные средства, каучук синтетический, осциллоскопы, спектрометры для измерения альфа-бета-гамма излучения.

За последние семь лет товарооборот между нашими странами возрос в десять раз, достигнув примерно 30 миллионов долларов. Разумеется, это не много. Доля Армении в товарообмене составляет пока пятую часть. Мне кажется, что в межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству должны бы активнее поработать ученые и технологи, причем с обеих сторон.

Разумеется, расстояние между нашими странами играет не самую лучшую роль в обмене товарами, и принято решение об открытии в Армении центра по обслуживанию "Белазов".

Кстати, в 2008 году Минская область приняла представительную делегацию из Сюникской области Армении. На уровне мэров городов подписаны протоколы о намерениях и предметном сотрудничестве между городами Каджаран - Жодино, Кафан - Борисов, Агарак - Солигорск, Мегри - Мядель, Горис - Несвиж, Сисиан - Слуцк.

Что касается культурного сотрудничества, то оно недавно также стало возрождаться. В 2007 году прошли Дни армянской культуры в Беларуси, а в 2009-м пройдут Дни белорусской культуры в Армении.

7. Нашла ли какое-либо отражение Армения в Вашей трилогии «Пагубный век»?

«Пагубный век» (на белорусском -- «Пакутны век») имеет как бы историческую бездну, поскольку нисходит к истокам народа и нации, к его качествам и свойствам натуры, ментальности. Из той бездны и повевает на читателя духом наших предков. В то же время это произведение о 2-й мировой войне, о Беларуси под оккупацией и по освобождении ее от фашистов. Книга прошла апробацию у читателей и критики, которой я глубоко удовлетворен. Раскрываются волнующие события, через них (проходя и участвуя в них) преломляются судьбы героев, формируются характеры. Наш корифей филологии О.Лойко, поэт, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, незадолго до своей кончины щедро окрестил мою трилогию произведением всебелорусским, всеславянским и всеевропейским. Не исключено, что он прав.

Прямой связи с событиями на территории Армении, правда, нет. Зато Армения, оставаясь в подсознании, придавала мне во время работы уверенности в раскрытии национальной тематики, в оценке тех или иных фактов, явлений. Там, в Армении, я впервые исследовал и начал постигать весь народ. Этот опыт мне пригодился. Одним словом, Армения воодушевляла. Без преувеличения!

8. Что Вас сейчас волнует как писателя?

История преподала урок народу Германии, и после 2-й мировой войны, развязанной Гитлером, он пришел к покаянию.

В последнее время мне с удивлением приходится слышать нотки гитлеровской патетики в некоторых речах, особенно подчас ввода российских войск на Кавказ. При этом настолько беззастенчиво врали политики и министры, что невольно приходилось стенаться. От вопиющего несоответствия слов факту, правде, действительности, элементарной морали. И это мне, привыкшему к вранью поближе, на своей земле, казалось страшным. К чему придет мир, если такой наглый обман, подмена понятий и шулерство государственных деятелей будут приняты за норму в дипломатической и прочей государственной практике? Поверьте, делалось страшно! На это в свое время обращал внимание еще Рузвельт.

К чему идет мир? Если бы мне кто-то сказал. Опять действуют пираты, проще сказать бандиты, на морях и в океанах. Кто, опекает их? В США формируется программа по подготовке к кибервойнам. Тревожно...

А потом вопросы: с нравственностью в этом столетии мы совсем расстанемся или повременим? Западная культура сводится к пропаганде женского тела и секса на каждом углу, что имеет тенденцию к сужению и десоциологизации психики. А восточная культура в той части, которая граничит с нами, старается перенять все эти прелести и к ним добавить еще свои -- мат, пьянство, подчас беспробудное.

О падении нравов свидетельствуют также факты мгновенного обогащения отдельных лиц за счет ограбления своих или не своих государств и народов. Не счесть ловкачей и хватов. Возьмём, к примеру, Россию. Какая богатая россыпь миллионеров и миллиардеров! Я как-то беседовал со своими друзьями из Международного Социально-экологического союза. А это замечательная, со своим опытом, традициями экологическая организация, действующая на российских просторах и шире. Так она раньше имела в Москве офис, конструктивно работала, с ней считались чиновники. Теперь терпит лишения. Я спросил у энтузиастов, известны ли им случаи, когда бы кто-либо из российских толстосумов помог им - не им, другим отечественным экологам, помог бы, скажем, бедствующим деятелям культуры, театра, кино... Нет подобных примеров! Магнатов там пруд пруди, а вот патриотизм поиссяк и Саввы Морозовы перевелись.

Любопытно, однако, зачем стяжателям миллиарды? Своим умом не постигну. Я, между прочим, знал среди армян одного олигарха, который учредил было литературную премию. Да только век у него был короток. Есть примеры также и у нас. Признанный просветитель Борис Кит после войны по независящим от него обстоятельствам оказался в США. Способный математик и химик, он со временем получил признание как разработчик водородного топлива для космических кораблей. Капсула с его именем замурована в стене Капитолия, а сам он потом, поселившись в Германии, вернулся к заботам о своей национпльной культуре и ее деятелях, учредил премию для белорусских писателей и ученых. Не олигарх, человек не слишком богатый, но порядочный, преданный своей Батьковщине, сознательный, совестливый.

Хочется думать, что у разбогатевших армян, патриотизма все же больше и больше радения, заботы о своей стране и национальной культуре. В сознании армян, надеюсь , еще не произошло распада, не взыграла спесь до той степени, за которой наступает маразм и желание в Англии королевские дворцы покупать.

9. Над чем работаете?

Недавно издал сборник рассказов, эссе, очерков под названием «Нячывелле», что по-русски означает, пожалуй, «Наваждение». По форме и содержанию книга несколько мозаична, но имеет внутренние скрепы, социально остра, не лишена философских смыслов. В ней, так или иначе, отражены события, показано общество, поставлены жгучие проблемы на изломе последних лет. Вещь, на восприятие нашего читателя, яркая и довольно грустная. Но что поделаешь? Писателю, особенно если он публицист, на роду написано быть в некоей мере камертоном происходящего в обществе.

Сейчас работаю над подготовкой трилогии «Пагубный век» ко второму изданию, дополненному, углубленному. О дальнейших своих планах говорить пока рано.

Материал опубликован в сокращении в армянских газетах «Азат Арцах» от 15.05.2009 г. - заголовок «Акценты дружбы», и в «Новом времени» от 26.05.2009 г. - «Армения придавала мне уверенности в раскрытии национальной темы...»
 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 388
mod_vvisit_counter Учора 2936
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 15143
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 10474