Вряд ли когда-нибудь я смогу забыть первые дни фашистской оккупации, повешенных молодых девушек и парней с табличками на груди "Они стреляли по германским солдатам". Нельзя забыть колонны голодных измученных пленных красноармейцев; не забыть и не принесший никому никакого вреда взрыв в вагоне трамвая "Только для немцев", после которого фашисты здесь же захватили и на виду у всех расстреляли 50 ни в чем не повинных случайных прохожих. После какой-то партизанской акции в Минске фашисты схватили и мою мать, но худшее с ней не произошло. Ее поместили в концентрационный лагерь на улице Широкой. Война - это ужас и на фронте, и в тылу, и на оккупированных землях.
Мать постаралась отодвинуть меня от городского ужаса и отправила в деревню Щитомиричи к деду.
Есть много поводов любить Комаровку и гордиться моей исчезнувшей с карты Минска Слепянской улицей. Никто из ее обитателей не возрадовался приходу фашистов, хотя не было на ней дома, который бы обошли сталинские репрессии. Про Комаровку в целом такого не скажешь. Нашлась на Комаровке одна семья, члены которой приветствовали немецкие войска цветами. И адрес их помню, и фамилию, но... может, не все в ней были уродами, поэтому и здесь, и в других случаях, заслуживающих по моему мнению осуждения, не назову ни фамилий, ни имен, ни адресов.
В середине июля оккупанты расклеили на столбах приказ "Об образовании еврейского жилого района в г.Минске", т.е. о создании гетто. Туда насильственно переселили все еврейские семьи. Приличные дома переселенных отдавали тем, кто пошел в полицаи. Но на Слепянской улице все освободившееся жилье было незавидного качества, и его заняли погорельцы или же те, кого выселили немцы, создавая гетто. Одним из таких переселенцев оказался Гарик Шифрин, ребенок года на два меня старше. Ему, его старшей сестре Розе, старшему брату Жене и их маме досталась квартирка из комнаты и кухни в доме номер 42. Мама Гарика - армянка - утверждала, что муж ее тоже армянин и что он пропал без вести. Однако вся Слепянская хорошо знала, что отец Гарика Юрий Шифрин еврей и, согласно вывешенному на всех столбах приказу, нужно сообщить об этом немецкому командованию, чтобы Гарика, Розу и Женю отправили в гетто. За укрывательство евреев и несообщение сведений о евреях - расстрел. И я еще больше горжусь своей исчезнувшей с лица города Минска улицей Слепянской: за три года оккупации никто из ее обитателей этих людей фашистам не выдал!
Июнь 1941-го.
Геноцид, Холокост. В последние десятилетия коммунистического властвования в СССР, когда вспоминали о потерях в войне, часто можно было слышать:
- Почему мы так много говорим о потерях евреев, ведь русских в войне погибло больше, да и других национальностей не меньше?
И это - правда, верно и то, что мы прощаем убийц, истязателей, клеветников, писавших доносы, по которым обвиняли и расстреливали невиновных, прощаем холуев, угодливо лгавших ради собственного благополучия. Мы не всегда выражаем презрение и отвращение к тем, кто пишет фальшивые свидетельства, обвиняя воистину интеллигентных, не отступающих от достойных принципов людей в нарушении общественного порядка, в употреблении бранных выражений. А от этого - один шаг до клеветнических свидетельств во благо "порядка и стабильности".
Настоящая Родина начинается с правды, которой не обделяла вас мать, родные, близкие, соседи. Главное в этой Родине - человек. А "была бы страна родная, и нету других забот" - родина не для человека, а для торжества идей, нередко порочных, возносящих какой-то фрагмент бытия на небывалую высоту и забывающих о самом человеке.
Человеконенавистничество, в том числе и по национальному признаку, всегда было чуждо белорусам. И сколько бы ни клялись коммунистические функционеры в том, что они истинные интернационалисты, все это вранье. Достаточно вспомнить донесение секретаря ЦК КП(б)Б П.К.Пономаренко товарищу Сталину в первые дни войны: "...настроение белорусов исключительно патриотическое... Должен подчеркнуть исключительное бесстрашие, стойкость и непримиримость к врагу колхозников в отличие от некоторой части служащего люда городов, ни о чем не думающего, кроме спасения шкуры. Это объясняется в известной степени большой еврейской прослойкой в городах. Их обуял животный страх перед Гитлером, а вместо борьбы - бегство..."
Странная логика. Дети, старики, женщины должны бороться, а ни в коем случае не убегать! Откуда было знать Пантелеймону Кондратьевичу, что евреев гитлеровцы будут убивать только за то, что они евреи. В "Кратком курсе истории ВКП(б)" об этом не написано, а другие источники знаний настоящему партийному руководителю знать не обязательно. Не обязательно помнить, что Гитлер пришел к власти и настроил немцев воевать, убедив их в том, что у Германии есть внешний враг - французы, которые немцев унизили своей победой с помощью союзников в Первой мировой войне. Есть и внутренний враг - евреи, которые немцев безжалостно обирают. А врагов нужно уничтожать.
Да и до сих пор далеко не каждый понял, что такое геноцид, что такое Холокост. Предельно упрощенно: геноцид (от греческих "племя" и "убить") - тягчайшее преступление против человечности - это когда негра убивают за то, что он негр; еврея - за то, что он еврей; мусульманина - за то, что он мусульманин; католика - за то, что он католик. Холокост (от греческого "сгореть целиком") - скорбь и память о евреях, сожженных заживо, убитых, замученных немецкими фашистами и их европейскими сообщниками во время Второй мировой войны. Об этом нужно помнить, говорить и кричать сегодня и всегда.
Когда я вспоминаю свою Комаровку и свою Слепянскую улицу, переставшую окончательно существовать в 1961 году, то стараюсь понять, почему населяющие ее граждане были способны без громких призывов проявить настоящую гражданскую солидарность, на которую не способны жители упорядоченных анклавов сегодняшнего Минска. Неужто крылатая фраза зарубежных публицистов о ментальности граждан СССР "ничто так не разъединяет людей, как социализм" правильно отражала существовавшую ситуацию, созданную усилиями коммунистических идеологов? Если же задуматься, именно такое разделение и нужно было, чтобы управлять страной, в которой господствовали лицемерие, несправедливость, телефонное право, в которой до последних дней ее существования ложь, преподносимая руководителями высшего ранга, должна была восприниматься восторженно как чистейшая правда.
1948 год. Таковы были мои первые снимки. На левом - отец возле нашего
дома на ул. Слепянской, на правом я (в центре) с соседями Славой и
Эдиком.
"Комаровско-слепянскую" солидарность и общеполитическую ситуацию я осознал позднее, а вот желание иметь собственный фотоаппарат, уметь фотографировать и делать снимки не покидало меня ни на минуту. Наконец мечта сбылась. Мой первый собственный фотоаппарат назывался "Комсомолец" и стоил шесть рублей. Накопить на него деньги мне удалось в начале 1948 года. Дату я хорошо запомнил - именно в этом году возвратился отец. В день возвращения я сфотографировал его собственным новеньким "Комсомольцем" во дворе нашего дома на улице Слепянской, и он сразу же поехал работать учителем в деревню Даниловичи Дзержинского района: проживать и работать в Минске ему было запрещено. В Даниловичах учительство также быстро закончилось: через три месяца отца вернули в Сибирь.
2011 год. Выпускники 13 мужской русской школы города Минска 1951
года: Альберт Алехнович, Борис Цынман, Пётр Любчевский, Станислав
Шушкевич, Игорь Гришин, Гаригин Шифрин ("Гарик").
"Фоторемесло" я освоил самостоятельно по книгам от проявки пленки до контактной и проекционной печати, но проекционная была позднее. Если мой первый фотоаппарат в принципе не позволял получить качественные снимки, то потом все мои фотографические провалы происходили только по моей вине. За работу в пионерлагере летом 1952 года я получил около ста рублей и приобрел "Зоркий" - один из лучших фотоаппаратов на курсе, после чего довольно скоро купил и фотоувеличитель.
Каб карыстацца гэтай формай Вы павінны мець наладжаны javascript...
verschnik, паводле свайго апломбу вы ня вершнік, а конюх, таму і з малой літары. Ну што прысталі да чалавека з лекцыямі. Вы лепш лекару Буніну скажыце 'ну і чытай лекцыі па мэдыцыне, чаго Нобелеўскія прэміі за літаратуру хапаць'. А нам тут збоку здаецца, што калі 'Шушкевіч слаба разумея, дзе ён усё прайграў', дык ВЫ мусіце расказаць людзям, як ВАМ удалося ўсё выйграць, раз дакараеце іншых у адваротным. Але ж вы нават у веданьні роднай мовы прайгралі: не 'Шушкевіч слаба разумея', а 'слаба разумее'.
Напісаў Учытэл, Дата 01/25/2012 Час 10:43
''В 1951-м с медалью окончил среднюю школу, в 1956-м - физико-математический факультет университета, в 1959-м - аспирантуру Института физики Академии наук БССР. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1970-м - докторскую, в 1972-м стал профессором, в 1982-м - Заслуженным деятелем науки и техники Белорусской ССР, в 1986-м получил Государственную премию, в 1988-м - премию Совета Министров СССР, в 1991 году избран членом-корреспондентом Национальной академии наук.'' Як шмат Шушкевічу дала савецкая ўлада і фактычна нічога не дала дэмакратыя! ''...читая за рубежом лекции преимущественно по политологии''. Па адукацыі фізік, ну і чытай лекцыі па фізіцы! Не, па паліталогіі, там дзе Шушкевіч слаба разумея, дзе ён усё прайграў. Праўда ўвайшоў у гісторыю. Гістарычная асоба!
Напісаў verschnik, Дата 01/25/2012 Час 07:59
Газета праінфармавала, што аўтар рыхтуе свае успаміны да выдання на беларускай і рускай мовах
Напісаў VT, Дата 01/24/2012 Час 22:13
''Про мой род и нашу элиту''. Нібыта Шушкевіч адносіцца да нашай эліты і род ягоны шляхецкі, а піша свае ўспаміны на каланіяльнай мове!?
Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
Сяргей Панізьнік. "Сьцяг" Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой Сьцяг мой вольны, Сьцяг мой сьмелы, Сьцяг мой...
Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
Яўген Гучок 2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б) з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках. ...
Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...