Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 
Брама сайта arrow ДЗЯРЖАВА І МЫ arrow Беларусь arrow БЕЛОВЕЖСКИЙ ЗУБР

БЕЛОВЕЖСКИЙ ЗУБР Друк E-mail
06.03.2012 | 18:24 |
Змест
БЕЛОВЕЖСКИЙ ЗУБР
Деды, родители, семья
О себе: хронология и статистика
Беларусь, белорусы, элита
Моя малая родина - Комаровка
Неустранимое из памяти
Школа, учителя
Материнская мудрость
Распутье
Студенчество
Аспирантские вояжи и будни
СКТБ радиозавода
Мой с Сашей ученик
Возвращение в альма-матер
Кафедра ядерной физики и мирного использования атомной энергии
Кандидатская и ее харьковский и сибирский триумф
Ахиллесова пята сибирского академика
В МОСКВУ, К ВЛАСТЯМ. Мавзолей и Кремль
Мои первые, но повторные в округе выборы
Первый съезд
Что имели, умели и могли народные депутаты СССР
ЕСЛИ Б ЗНАЛ Я, С КЕМ ЕДУ, С КЕМ ВОДКУ ПЬЮ... Трогательное послание
Знакомство
Ансамбль лжецов
Выбор лодки
Сага о гвоздях
Утка для «интеллектуалов»
С кем Вы одной крови?
БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА, ВИСКУЛИ, 7-8 декабря 1991 года
Приглашение
«Расширение» приглашения
Что оставалось в сознании людей
Солидарность VIP-персон мирового уровня
Прилет-приезд
Вискули, день первый
Задумались: что творим?
Поздний вечер 7 декабря, баня
8 декабря
Кто, когда, кому звонил?
Напрасные сомнения, ратификация
Послесловие

Аспирантские вояжи и будни

Среди легенд о величайшем физике XIX-XX веков Эрнесте Резерфорде есть и такая. Если он давал своему ученику задание и тот, успешно его выполнив, приходил к учителю с вопросом, что делать дальше, Резерфорд его выгонял. Не знаю, этим ли руководствовался мой научный руководитель академик Михаил Александрович Ельяшевич, прекрасно знавший историю физики, или чем-то иным, но, сформулировав для всех сотрудников и аспирантов лаборатории проблему - освоить экспериментально регистрацию сигналов электронного, ядерного и квадрупольного резонансов, он никогда потом не интересовался у нас, как идут дела и что освоено. Считал, по-видимому, что это уже чисто наши проблемы.
В первый год аспирантуры в полном соответствии с советскими традициями в меня была заложена дефектность, от которой я так и не избавился. Мой руководитель, узнав, что в университете я изучал немецкий, велел обязательно освоить английский, так как вся научная периодика и новая литература по нашей проблеме - англоязычная. Сам он свободно владел французским, немецким и английским. Таким был результат его детского домашнего воспитания в дореволюционном Петербурге и в Мюнхене, где он родился. Мне же, уже взрослому, за девять месяцев нужно было освоить английский так, чтобы сдать экзамен кандидатского минимума. Экзамен я сдал и язык освоил, но по-советски: довольно ловко перевожу научные статьи физического профиля. А воспринимаю английский ухом с уймой проблем. Должен представить себе, как это пишется.

Научно-техническая задача, поставленная шефом, была гигантской, под силу большому коллективу ученых и инженеров, имеющих хорошую производственную базу. Но это мы поняли позднее. Моей частью задания было построить прибор для измерения сигналов электронного спинового резонанса, или, как тогда чаще всего называли, - электронного парамагнитного резонанса, сокращенно - ЭПР. Удалось разведать, где в Советском Союзе такие спектрометры есть. Оказалось, что самодельный - только в Москве в Физическом институте Академии наук СССР имени П.И.Лебедева (ФИАН) в отделе профессора А.М.Прохорова, и спектрометр фирмы «Вариан» - в Институте химической физики АН СССР (ИХФ) у академика Н.Н.Семенова.

Я захотел съездить туда на несколько дней, чтобы разобраться, что это за спектрометры. Сотрудники лаборатории отнеслись к этому скептически, сказав, что отдел колебаний ФИАН, который возглавляет Александр Михайлович Прохоров, секретный и туда нужен допуск. А в ИХФ попасть еще труднее. Обратился к Михаилу Александровичу. Он пообещал зайти к начальнику первого отдела, чтобы мне срочно сделали допуск, и от руки написал два коротких письма - Прохорову и Семенову.

- Езжайте вместе с Александром Константиновичем Потаповичем, и не на день-два, а на недели три, изучите там установки по парамагнитному и по ядерному резонансу.

Вскоре я понял, что личное письмо моего шефа - пропуск в любую дверь любого научного учреждения СССР, и не упускал возможности этим воспользоваться. М.А.Ельяшевича - автора монографии «Молекулярная спектроскопия» - настольной книги каждого физика, соприкасающегося с спектроскопией, действительно все знали и искренне уважали.

Так мы с редкостным «трудоголиком» Сашей Потаповичем, моим замечательным однокурсником, способным работать многие дни и ночи подряд без перерыва, попали на почти месячную стажировку в ФИАН имени П.И.Лебедева в лабораторию колебаний, руководимую Прохоровым. Именно здесь и в Институте химической физики (ИФХ) мы соприкоснулись с физикой и физиками мирового уровня. По познавательности наш месяц в Москве стоил нескольких лет в ординарной физической исследовательской лаборатории.
Первый день нашего пребывания в ФИАН совпал с днем еженедельного обхода лаборатории Александром Михайловичем Прохоровым. Заметил он и нас. Подробно расспросил Потаповича и меня, с чем мы соприкасались в физическом эксперименте и что намерены делать, закрепил за каждым куратора из числа сотрудников.

По московским масштабам из ФИАН до ИХФ - рукой подать, и мы несколько раз побывали в Институте химической физики. Директора - академика, лауреата Нобелевской премии 1956 года Николая Николаевича Семенова - нам увидеть не удалось, и я передал письмо М.А.Ельяшевича одному из его заместителей. И в таком варианте оно стало отмычкой к лаборатории, где был фирменный американский спектрометр ЭПР.

Тогда, в начале 1957 года, мы не знали, что в ФИАН находимся в лаборатории будущего лауреата Нобелевской премии, будущего академика АН СССР, одного из отцов квантовой электроники.

1957 год. Мой научный руководитель академик М.А.Ельяшевич у СВЧ-блока «моего» спектрометра ЭПР — первого в Беларуси.

1957 год. Мой научный руководитель академик М.А.Ельяшевич у СВЧ-блока «моего» спектрометра ЭПР — первого в Беларуси.Легенда о том, как Прохоров стал академиком и лауреатом, такова. Он решил бросить занятие сверхвысокими частотами - СВЧ и переключиться на лазеры. (А именно СВЧ мы у него и познавали!) Часть научного коллектива (того самого, в котором мы стажировались) противостояла этому. Заведующему лабораторией пришлось вывести из строя или разломать приборы, обеспечивавшие работу по старой тематике. В результате - скандал, и половина сотрудников уволилась. Оставшиеся занялись новым делом. Итог - Нобелевская премия за лазеры.

Мы с Александром Потаповичем возвратились в Минск, сознавая, что наступать широким фронтом - бессмысленно, и убедили нашего научного руководителя сконцентрировать силы на одном направлении - электронном парамагнитном резонансе. С этим все согласились, хотя и в шутку и всерьез я не раз потом слышал:

- Ты, Шушкевич, и здесь подмял всех под себя.

Я не оправдывался. Однако в статусе аспиранта «подмять под себя» означало вынудить работать на мою диссертацию. Этого не было и в помине. Мы все работали много, как говорится, на износ, потому что это было захватывающе интересно. Брались решать сложные задачи, жаждали доказать, что способны их решать. В лаборатории была только здоровая состязательность.

Три года аспирантуры пролетели как одно мгновение. Диссертацию в аспирантуре я так и не подготовил. Не до нее было. В день, когда я стал аспирантом, оборудование двух небольших комнат нашей лаборатории составляли четыре подержанных стола плюс пять-шесть не новых табуреток и стульев. Сотрудников и аспирантов было также четверо.

Через три года в отобранном у хозяйственников складе, в который они в свое время превратили четвертую часть вестибюля главного корпуса Академии наук, стоят два пятитонных электромагнита, изготовленных для нас ленинградской «Электросилой», собственной конструкции и собственного изготовления электроламповые стабилизаторы тока этих гигантов. Супергетеродинный спектрометр ЭПР, множество электронных устройств и приборов, обеспечивающих проведение физических исследований. Неплохо оснащенная лаборатория, хороший коллектив сотрудников!

1976 год. Как заведующий кафедрой ядерной физики горжусь, что мой бывший руководитель аспирантуры академик М.А.Ельяшевич читает лекции студентам «моей» кафедры.

1976 год. Как заведующий кафедрой ядерной физики горжусь, что мой бывший руководитель аспирантуры академик М.А.Ельяшевич читает лекции студентам «моей» кафедры.Другая сторона медали - аспирантская стипендия 620 рублей в месяц, но для учащегося, для получающего образование это оправданно. А предстоящая после окончания аспирантуры зарплата младшего научного сотрудника - 820 рублей... Слабовато. Мои существенно более хилые по успеваемости одноклассники уже получают по 1200, 1300 и даже по 1400. И прогрессивка у многих есть, и премиальные. Прилично работающие на путных заводах мои сверстники через пяток лет и квартиры получат, а в Академии наук с этим вообще без ученой степени беспросветно...

И хотя распределился я после аспирантуры на должность младшего научного сотрудника с окладом 820 рублей в свой же институт, который отделился от математиков и стал Институтом физики, но меня снова одолела лютая тоска. Младший научный - не аспирант. В рабочее время нужно быть на рабочем месте. Мой реальный доход сократился. Невозможно подрабатывать ни в вузе, ни даже в школе.

1972 год. Лауреат Нобелевской премии, академик Александр Михайлович Прохоров в лаборатории кафедры ядерной физики. Крайний справа – ректор, профессор А.Н.Севченко, за ним — президент АН БССР академик Н.А.Борисевич, доцент В.Л.Гурачевский, А.М.Прохоров и я.

1972 год. Лауреат Нобелевской премии, академик Александр Михайлович Прохоров в лаборатории кафедры ядерной физики. Крайний справа – ректор, профессор А.Н.Севченко, за ним — президент АН БССР академик Н.А.Борисевич, доцент В.Л.Гурачевский, А.М.Прохоров и я.В это тоскливое время приходит ко мне Яков Аронович Слепян, у которого я проходил студенческую практику в возглавляемой им Центральной заводской лаборатории радиозавода. Рассказывает о том, что на радиозаводе образовано Специальное конструкторское технологическое бюро (СКТБ) для разработки измерительных приборов и приборов для научных исследований. От имени начальника СКТБ приглашает на работу. Предлагаемый оклад в два раза больше моего, плюс прогрессивка 40%. Уверяет, что с моим характером я без прогрессивки не останусь.

- Что предполагается разрабатывать в первую очередь? - спрашиваю я.

- То, что нужно во всех физических лабораториях и что не лучшим образом собирают в них радиолюбители, - низкошумящий селективный усилитель низких частот. Вы и сами не раз этим занимались. Плановый срок разработки - год, если с вашим заделом сдать досрочно, можно получить увесистую премию министерства.

Таким образом, мне предлагалось заняться тем, что мне нравится, но за почти в три раза большую зарплату. Я согласился и после трех месяцев пребывания на должности младшего научного сотрудника с окладом 820 рублей стал старшим инженером с окладом 1600 рублей плюс 640 рублей прогрессивки, если план выполняется.



 
« Папяр.   Наст. »

Каментар

Каб карыстацца гэтай формай Вы павінны мець наладжаны javascript...

verschnik, паводле свайго апломбу вы ня вершнік, а конюх, таму і з малой літары. Ну што прысталі да чалавека з лекцыямі. Вы лепш лекару Буніну скажыце 'ну і чытай лекцыі па мэдыцыне, чаго Нобелеўскія прэміі за літаратуру хапаць'. А нам тут збоку здаецца, што калі 'Шушкевіч слаба разумея, дзе ён усё прайграў', дык ВЫ мусіце расказаць людзям, як ВАМ удалося ўсё выйграць, раз дакараеце іншых у адваротным. Але ж вы нават у веданьні роднай мовы прайгралі: не 'Шушкевіч слаба разумея', а 'слаба разумее'.

Напісаў Учытэл,
Дата 01/25/2012 Час 10:43

''В 1951-м с медалью окончил среднюю школу, в 1956-м - физико-математический факультет университета, в 1959-м - аспирантуру Института физики Академии наук БССР. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1970-м - докторскую, в 1972-м стал профессором, в 1982-м - Заслуженным деятелем науки и техники Белорусской ССР, в 1986-м получил Государственную премию, в 1988-м - премию Совета Министров СССР, в 1991 году избран членом-корреспондентом Национальной академии наук.''
Як шмат Шушкевічу дала савецкая ўлада і фактычна нічога не дала дэмакратыя!
''...читая за рубежом лекции преимущественно по политологии''. Па адукацыі фізік, ну і чытай лекцыі па фізіцы! Не, па паліталогіі, там дзе Шушкевіч слаба разумея, дзе ён усё прайграў. Праўда ўвайшоў у гісторыю. Гістарычная асоба!

Напісаў verschnik,
Дата 01/25/2012 Час 07:59

Газета праінфармавала, што аўтар рыхтуе свае успаміны да выдання на беларускай і рускай мовах

Напісаў VT,
Дата 01/24/2012 Час 22:13

''Про мой род и нашу элиту''. Нібыта Шушкевіч адносіцца да нашай эліты і род ягоны шляхецкі, а піша свае ўспаміны на каланіяльнай мове!?

Напісаў verschnik,
Дата 01/24/2012 Час 18:50

 1 
Старонка 1 з 1 ( 4 Каментар )

Каб пакінуць/прачытаць каментары - зарэгіструйцеся (залагіньцеся)
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 962
mod_vvisit_counter Учора 1732
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 6269
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 2694