Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 

Общество, не почитающее своих героев, обречено Друк E-mail
29.05.2013 | 22:18 |
Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов)Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) - наместник московского Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, главный редактор издательства Сретенского монастыря и интернет-портала Православие.ru.

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член высшего Церковного совета Русской православной церкви и совета при президенте РФ по культуре и искусству. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. В июле 1991-го в Донском монастыре Москвы пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона.

Автор нескольких фильмов, в том числе получившего премию «Золотой орёл» фильма «Гибель империи. Византийский урок».

Тираж его ставшей бестселлером книги «Несвятые святые и другие рассказы» превысил миллион сто тысяч экземпляров. На 25-й Московской международной книжной выставке-ярмарке она получила национальную премию «Книга года» в номинации «Проза года». Книга получила также первые премии в «Книжной премии Рунета-2012» в номинации «Бестселлер на Ozon.ru» и в номинации «Художественная литература» («Выбор пользователей Рунета»), опередив остальных участников по поданным читателями голосам почти в тридцать раз. «Несвятые святые» заняла 1-е место по итогам читательского голосования премии «Большая книга».

Архимандрит Тихон - лауреат национальной премии «Человек года», национальной премии имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли», награждён особым знаком «За духовное возрождение села», кавалер ордена Дружбы народов, орденов преподобного Сергия Радонежского II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, ордена преподобного Нестора Летописца.

 

Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор «ЛГ». Мой вопрос связан с премией «Большая книга», вокруг которой была достаточно бурная дискуссия. Отец Тихон, как вы считаете, оценка духовной литературы, вашего, например, произведения может производиться на основе только, скажем так, православного восприятия или всё-таки должна оцениваться по светским законам? Допустим ли перенос светских оценок на литературу духовную и, напротив, оценок духовных на светскую литературу?

- Является ли книга, изданная даже большим тиражом, литературой, решает не автор. Автор может претендовать на всё что угодно, но на самом деле об этом должны сказать читатели. Это их вердикт. Так что на первую часть вопроса могу ответить лишь, что читатели и критики сами определят, воспринимают они эту книгу о христианской жизни как литературу или просто как некий очерк церковной жизни.

Теперь ко второму вопросу. Да, очень часто мы, православные, раздаём ярлыки направо и налево. Но художественная литература живёт по своим законам. Скажем, роман «Мастер и Маргарита». С христианской точки зрения он имеет мало общего с евангельским повествованием и даже во многом идёт с ним вразрез. Но в своё время многие люди, именно благодаря Булгакову, заинтересовались Евангелием, и в этом в том числе ценность этой книги.

 

Игорь ПАНИН, обозреватель отдела «Литература». Примерно полгода назад протоиерей Всеволод Чаплин выступил за запрещение романа Набокова «Лолита». Это нужно расценивать как официальную позицию Церкви или всё-таки как частное мнение?

- Конечно, как частное мнение. Я могу сам относиться к тому или иному произведению позитивно или негативно, могу озвучить свою точку зрения и даже посоветовать читать или не читать, но запрещать... Что значит, запрещать? Запретить законодательно? Разве мы обращаемся к государству с таким требованием? Так что в этом случае отец Всеволод Чаплин высказал лишь эмоциональное, но своё личное мнение.

 

Игорь СЕРКОВ, заместитель главного редактора. В нашем разговоре невозможно не вспомнить о резкой критике, переходящей в травлю, которая обрушилась на церковь в прошлом году. Какие выводы сделали вы из случившегося?

- Церковь, безусловно, стала слишком заметна. А любое значительное, а тем более усиливающееся общественное явление, как известно, вызывает самое жёсткое противодействие. Но не это главное. Важнее то, что иногда, а точнее говоря, нередко мы сами даём повод к критике. «Не давайте повода ищущим повода», есть такие слова в Священном Писании. Вот об этом нам надо в первую очередь заботиться.

Ну а что касается вашего вопроса, внешних воздействий... Понятно, что это серьёзная, хорошо спланированная кампания с целью изменить отношение в обществе к Церкви в сторону антипатии, неприязни. Люди самостоятельного мышления, как правило, не соблазнялись, анализировали, не торопились с выводами. Даже когда случалось нечто, за что, конечно, нас по головке не погладишь. Они понимали, человек есть человек. В рясе он или в пиджаке, бывает всякое. Это ни в коем случае не оправдание, просто некое снисхождение к человеческой природе.

Но у нас далеко не все обладают самостоятельным мышлением. А влияние печатного слова, электронных СМИ, Интернета огромно. На Церковь началась этакая охота, дружная травля, гон, которые по сценарию должны закончиться двумя знакомыми и известными словами: «Раздавите гадину!»

Я вспоминаю в этом контексте историю, коснувшуюся лично меня и нашего Сретенского монастыря. Если вы помните, недавно через Интернет, газеты и другие СМИ страну торжественно оповестили, что в Сретенском монастыре силовиками закрыт, прошу прощения, публичный дом.

Можно представить, каким это стало соблазном для огромного количества людей. Поэтому мне пришлось выступить и объяснять ситуацию с этой, ничего не скажешь, талантливо придуманной циничной клеветой наших зложелателей. Рядом со Сретенским монастырём есть, точнее, была гостиница с самой скверной репутацией. Мы несколько лет просили власти города эту гостиницу закрыть. В конце концов в один прекрасный день, и в первую очередь благодаря нашим обращениям, заведение всё же прикрыли. Но журналистам захотелось остренького, тут же сработал закон травли, того самого «гона», и вместо того, скажем, чтобы написать: «рядом со Сретенским монастырём», сообщили - «в монастыре». Мелочь, поменяли всего один предлог и добились-таки своего: начался нешуточный скандал. Мы к таким провокациям готовы, и, считаю, в таких случаях расставлять точки над i, конечно же, необходимо.

 

Александр КОНДРАШОВ, редактор отдела «ТелевЕдение». Отец Тихон, каковы ваши планы как сценариста и режиссёра? И второй вопрос. Как вы относитесь к введению ограничений в телепоказе?

- Пишу сценарий большого - четырёх- либо восьмисерийного фильма, основанного на документах начала и середины прошлого века. Но, конечно же, с неизбежной реконструкцией событий и диалогов, поскольку фильм будет художественный, игровой. В нём линии двух героев, не пересекающихся в жизни: архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, хирург, лауреат Сталинской премии, и сам Сталин. Два человека, два параллельных мира. Почти неизвестный мир Русской православной церкви в период гонений, и второй пласт - люди, отошедшие от Бога, не нашедшие Его, либо воюющие с Ним, поставившие себя на Его место.

Никакого мрачного нагнетания страстей в этом фильме, как я представляю, не будет. Даже ГУЛАГ мне бы хотелось показать по-другому. Я знаю ГУЛАГ Александра Солженицына, Варлама Шаламова, знаю по книге «Отец Арсений». Но есть ГУЛАГ отца Иоанна (Крестьянкина). Конечно же, это трагический, полный несправедливости и страданий мир. Но это и мир, про который отец Иоанн говорил, что годы, проведённые в нём, были самым счастливым временем его жизни: «Потому что Христос был рядом».

Конечно, здесь речь не идёт о лакировке или тем более романтизации. Просто это совершенно другой взгляд, принципиально не катастрофальный, взгляд эсхатологический. У пророка Исайи сказано: «Изведи драгоценное из ничтожного».

Советский период я бы тоже не хотел изображать как парад исключительно мерзавцев и отвратительных человеческих особей. Это было время необычайного воодушевления, романтики, небывалого духовного напора. Другое дело, что время это неизбежно должно было закончиться страшным тупиком, разрушением и всеобщим тягостным разочарованием. Вот именно это мне хотелось бы показать, без холодного препарирования судеб людей и не учиняя над ними свой суд с высоты нашего времени.

По поводу запретов. Да, какие-то вещи действительно надо запрещать. Без всяких ненужных дискуссий и не обращая внимания ни на какую демагогию. Детскую порнографию, например. Без запретов ни одно государство не стоит, даже если оно и объявляет себя лютым врагом цензуры. Кстати, о запретах и о цензуре в «свободном мире»: недавно один мой знакомый, известный американский поэт и переводчик, захотел рассказать правду о тётях, которые год назад танцевали в храме Христа Спасителя. Написал статью, основанную лишь на фактах, но с негативной оценкой происшедшего. Полгода пытался опубликовать своё объективное исследование в ряде вполне дружественных ему газет и изданий в США. Удивительные и поразительные люди американцы - до сих пор у этого моего знакомого, кажется, не иссякла надежда.

 

Владимир СУХОМЛИНОВ, обозреватель отдела «Политика». У меня два вопроса. Один короткий, другой - наивный. Короткий: ваше отношение к Ивану Охлобыстину. А наивный таков. Почему лучшие представители мировых религий не объединятся? Почему не скажут сильным мира сего: «Так жить нельзя»?

- Вы думаете, если соберутся вместе Патриарх московский, Римский папа, имам, главный раввин и скажут: «Ребята, давайте жить дружно», что-то изменится? На самом деле время от времени они как раз собираются и почти именно это и говорят. Но мир живёт по своим, зачастую очень дурным законам. А с вероучительной точки зрения - почему мы не соединяемся с католиками или, скажем, мусульманами, иудеями, буддистами? Такой вопрос часто задают даже христиане. С чисто гуманитарной точки зрения мы давно едины или, скажем так - почти едины. Как коты Леопольды, только один в рясе, другой в тюрбане, третий в чём-то оранжевом, абсолютно искренне говорим: «Давайте жить дружно». Никто не против.

Но эти замечательные пожелания нисколько не отменяют принципиальные глубинные расхождения. В чём основа нашей христианской православной веры? Мы верим в то, что Бог в один из этапов исторического бытия стал человеком. Святые отцы говорят «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», соединил с каждым из нас сущность Своего непостижимого для нас Божества, даровал нам вместо времени - вечность. Каждый верующий во Христа духовно соединён с Ним неразрушимыми узами веры, доверия и любви. И нет ничего более крепкого. Но как нам говорить с мусульманами, которые утверждают, что Иисус был обычный человек, хотя и пророк, или с иудеями, называющими Его просто самозванцем? Поэтому для нашего экуменического общения довольно обсуждения общечеловеческой гуманитарной тематики.

Что касается отца Ивана Охлобыстина. О нём спрашивают часто. Я всегда пытался уклониться от ответа, поскольку лично с ним не знаком. Но, конечно, со стороны, как и все, наблюдаю. Разумеется, это особая фигура в Церкви. «Я странен, а не странен кто ж?» Но с моей точки зрения, в целом он ведёт себя достойно. Объясню, что я имею в виду. Так получилось, что он стал священником, - ему это, насколько мне известно, предложил один из архиереев. Возможно, он ему сказал: «Иван, я убеждён: ты  должен быть священником!» И он послушался: «Я не чувствую себя достойным такого высокого служения, но, если вы благословите, владыка, я готов». Думаю, примерно так оно и было, хотя, конечно, могу и ошибаться.

Можно по-разному относиться к подобного рода духовной практике, но, как бы то ни было, я отношусь к отцу Иоанну с уважением, хотя мне и неприятны какие-то сыгранные им роли. Мне вообще кажется, что священник лицедействовать не должен. Думаю, что и отец Иоанн почувствовал этот диссонанс, разрушительный для него в первую очередь, и попросил патриарха благословить его сейчас не служить. Он считает, что должен зарабатывать на семью. У нас множество священников с одним, с двумя высшими образованиями, с многодетными семьями, они служат Церкви в городах и в деревнях, и Господь их не оставляет. Пусть живут они далеко не в богатстве, но ведь не об этом речь, в том числе, уверен, и для отца Иоанна. Речь о нашей вере в Промысел Божий. По этому поводу есть такая старинная грубоватая поговорка: «Поп и кот голодными не останутся». Вероятно, отец Иоанн эту поговорку просто не знает.

 

Владислав МАЛЕНКО, актёр, режиссёр Театра на Таганке. Отец Тихон, почему не канонизирован Женя Родионов, обезглавленный в Чечне за отказ снять нательный крестик и принять ислам. Он же герой, мученик, принявший смерть за веру. Вам власть не позволяет этого сделать?

- Хотя либеральная пресса и пишет, что власть на нас давит, чего-то там требует, это, слава Богу, не так. Сейчас для Церкви в общем-то уникальное, ни с чем не сравнимое время, когда власть в церковные дела не вмешивается вообще. Ни в синодальный период, я уже не говорю про советские времена, ни в досинодальный - при царях и великих князьях - ничего подобного не было.

То, что Евгений Родионов не канонизирован, - дело чисто внутрицерковное. Есть комиссия по канонизации. Есть дело по канонизации Евгения Родионова, оно рассматривается. Существует негласное правило, что после смерти должно пройти хотя бы лет сорок.

А вот почитание и благодарность герою - это уже вопрос и к обществу, и к государству. Именно герои, а не нравоучения и проповеди передают от поколения к поколению самые драгоценные базовые ценности народа. В частности, такие редкие сегодня качества, как верность и мужество. Но что происходит сегодня? Тотальная дегероизация. За примерами далеко ходить не надо, они у всех на памяти за последние двадцать лет.

Конечно, критическое осмысление пантеона героев время от времени нужно, даже необходимо: должна отлететь шелуха - это совершенно нормально. Но когда процесс дегероизации обретает яростную большевистскую форму тотальной расправы над всеми национальными героями, как это происходит у нас, - это, будем называть вещи своими именами, - сознательное разрушение духовно-нравственных основ гражданского общества. Чего, к примеру, сейчас не говорят о маршале Жукове?! Но давайте вспомним Пушкина, который написал: «Оставь герою сердце, что ж без него он будет - тиран». Не оставили Жукову сердца. Кстати, о ком писал Пушкин эти стихи? О Наполеоне - враге России. Любого великого военачальника, если лишить его «сердца», что как раз и сделали с Жуковым, легко превратить в тирана.

В сущности, рукопожатное сообщество оставило нам только двух героев - двух академиков, глубокоуважаемого мною Д.С. Лихачёва, с которым я имел честь быть лично знакомым, и А.Д. Сахарова. Был ещё А.И. Солженицын, но он что-то не так написал в конце жизни, и его тоже приговорили к дегероизации.

Кто из нас множество раз не видел эти кадры: престарелый академик Сахаров поднимается на трибуну Верховного Совета и тихим голосом обличает тех, кто сидит у него за спиной. Образ, стереотипно заданный молодому поколению. Со всеми остальными национальными героями расправляются без всякой пощады - от Александра Пушкина до Александра Матросова. Что делают с Жуковым?.. Александра Невского объявляют прихвостнем монголо-татар. Перечислять можно долго.

Между тем общество, с благодарностью не почитающее своих героев, искажающее их подвиг, их идеалы, их память, правду о них, - обречено. Сколько раз мы встречали в сообщениях - в таком-то городе произошла трагедия: мерзавцы приставали к девушке, затаскивали её в машину, и какой-то прохожий, юноша, «ботаник», пытался защитить её, в драке юношу убили. И всё. Только эта статейка и комментарии, в которых кто-то жалеет «ботаника», кто-то злорадствует, что, мол, полез не в своё дело. Но это - Герой! Его поступок - подвиг и ничем не отличается от подвига других героев, которые души положили за други своя. Мы сетуем, что у нашего юношества исчезают пассионарность, мужество, жертвенность и их место занимают трусость и равнодушие. Так поставьте в сквере, где это произошло, памятник этому прекрасному «ботанику», соберите весь город, расскажите им об этом молодом человеке, и тогда наши мальчишки, взирая на его подвиг, будут обретать те самые «базовые ценности», о которых теперь так много говорят. Почему мы этого не делаем?

 

Каринэ ГЕВОРКЯН, политолог. Отец Тихон, какой, на ваш взгляд, может быть современная национальная идея?

- Давайте вспомним наше недавнее прошлое. В чём были пафос и громадная сила всей этой социалистической затеи в России? Почему она так могущественно коснулась сердец миллионов людей? Была поставлена цель - устремление в общество всеобщей справедливости, счастья, равенства... Без сомнения, эта идея очень часто используется людьми нечестными и злокозненными, но как она трогает сердце и ум! Ради именно этой идеи люди идут на жертвы и даже на смерть - ради справедливости, правды, общего блага. И при всех разных интерпретациях эта идея как цель общества универсальна для всех времён и народов.

В нынешней России подобная идея никак не обозначена. Напротив, декларируется нечто прямо противоположное - личная комфортность. И как часто «комфортность» употребляется в значении ни больше ни меньше как цель человека и его главная задача.

Наверное, за семьдесят лет мы так обожглись на коммунистическом варианте этой вечной идеи всеобщего счастья и справедливости, что сейчас боимся её даже артикулировать. Но ведь мы всё равно рано или поздно к ней придём, в той или иной форме. Да другой просто и нет. Конечно, цели этой достигнуть невозможно, но стремиться к ней должно каждое здоровое и благородное общество.

 

Максим ЗАМШЕВ, поэт. Как быть с ролью современного писателя в обществе? Стоит ли государству делать из него проводника своей идеологии?

- Всё зависит от самого писателя. Это может быть позиция: «Я с радостью буду помогать власти во всём хорошем и честно говорить обо всём плохом, требуя справедливости и исправления ситуации». Другая позиция: «Писатель должен быть всегда принципиально обличителен и оппозиционен по отношению к власти». Или полная аполитичность: «Художник служит музам и ни на что иное не обращает внимания». Кажется, Александр Сергеевич Пушкин прошёл через все эти три стадии, только в обратном порядке. В зрелые годы он стал убеждённым государственником и даже, как это ни ужасно произнести, сторонником цензуры...

 

Олег ПУХНАВЦЕВ, обозреватель отдела «ТелевЕдение». Существует ли в Русской православной церкви конфликт между либеральным и консервативным крылом?

- Существует. Крайние церковные либералы, как и их светские единомышленники, пылают, казалось бы, похвальным желанием изменить к лучшему всё, что их просвещённому уму представляется в Церкви неправильным. Знаете, преподобный Иосиф Оптинский как-то сказал: «Ревность, желающая искоренить всякое зло, на самом деле сама есть самое страшное зло». Начав с требований радикальных обрядовых нововведений, они неизбежно приходят к ревизии догматов. Их самые харизматические лидеры утверждают, что сейчас смешно и бессмысленно верить в бессмертие человеческой души, что мусульмане - это, оказывается, те же христиане, что Священное Писание написано без особого воздействия Божественной благодати, называют веру православных христиан в то, что Евангелия и другие наши священные книги писались по вдохновению Святого Духа («всё Писание богодухновенно», апостол Павел), - «бабушкиными сказками». Позволяют себе и другие, не менее неприемлемые для православного сознания, заявления. Не нужно сомневаться или прельщать себя: это - самые настоящие церковные большевики, духовные собратья безжалостных революционеров в кожанках. Им у нас ничего не жалко.

Есть и консервативное крыло. Там, напротив: «Ни слова не менять!» Левша у Лескова говорил: «Как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». Хотя есть вещи, которые, конечно, время от времени необходимо преображать. Скажем, в церковно-славянском языке заменять ставшие непонятными слова и выражения на ясные для современного человека церковно-славянские синонимы.

Кстати, у меня недавно были английские христиане, и с ними тоже зашёл разговор об этих же проблемах. Но при единстве взглядов мы неожиданно столкнулись с некоей филологической проблемой. Слово «либерал», в нашем негативном значении, для западных людей непонятно. Для них «либерал» - абсолютно нормальное слово - человек, стремящийся к свободе. Я объяснил значение нашего словоупотребления и спрашиваю: «Как же по-английски назвать человека, под видом свободы устремляющего всё вокруг к разрушению?» Они поняли, что я имею в виду, и сказали: anarchist. Да, это настоящие анархисты.

Владимир Нежданов, священник. Антон Павлович Чехов как-то в одном из своих писем написал: «Люди обедают, пока обедают, в это время решаются их судьбы и разрушается их жизнь». Насколько наше поколение заобедалось, заелось своими делами? По-моему, многие отвлеклись от основного - спасения своей души, не замечают, как проходит их жизнь, не помышляют даже о том, как подойти к порогу Божьему.

- Вы, батюшка, абсолютно правы. Но все претензии надо предъявлять в первую очередь к нам, к духовенству, я в этом убеждён. Мы с вами знаем, что «Суд Божий начинается с дома Божьего». Вспомним, что творилось в духовных семинариях в конце XIX - начале XX века: стреляли в ректоров, убивали. Такие были жуткие примеры безверия... Всё идёт от кризиса в духовной среде.

И то, что сегодня большое количество людей в нашем народе ничего не знает о Христе, о Боге, о своей собственной душе, не познакомилось даже с самим собой, - это упрёк не им, мирянам, овцам, прошу прощения, а нам с вами, пастырям в рясах и крестах. Это мы не донесли до них главное. Это мы виноваты! С нас и спросится. На иконах Страшного суда, кстати сказать, кто первыми идут в ад? Архиереи и священники. Мы недоделываем, недоносим, кричим «Спасайтесь!», но кричим так, что люди не поймут - «чего опасаться, от чего спасаться?». Значит, не смогли донести Благую Весть о том, что Бог готов соединиться с каждым человеком. А надо донести так, чтобы каждый это понял.

 

Комментарии:

11.03.2013 16:39:40 - Владимир Колягин пишет:

Госконтора или ЗАО?..

Вряд ли кому-то из людей начитанных, а тем более ведающих, не известен тот факт, что церковь всегда (именно всегда, со времён ветхозаветных) была встроена в структуру государства независимо от его формы и содержания. Такова суть ЦЕРКВИ, как бюрократической структуры. Высшими чинами в ней во все времена были представители госэлиты, не нашедшие себе "ниши" для достойного окормления в миру. Но это не одно и то же, что есть ВЕРА. При всём уважении к архипастырю Тихону, я не забываю о том, что он в эту самую Церковь "пришёл" из института конематографии... Он и об Охлобыстине заявляет: "Так получилось, что он стал священником, - ему это, насколько мне известно, предложил один из архиереев." Не по зову души и совести, нет, а по предложению одного из прелатов...Примеров тому - нет числа... В народе испокон веков передаётся такое знание - "поп и батюшка не одно и тож..." Потому-то они, новоиспечённые, и "творят в миру" больше, чем им дозволено, а про приход нередко и забывают. Служба службой, а служебные возможности ближе к делу... Я не против оцерковления, но я не согласен с тем, чтобы заявления отца Тихона принимались за истину в последней инстанции. А "ЛГ" вот собрала для интервьюрования его едва ли не лучшие свои умы... Суета сует... И потому не получается у меня несогласия с уважаемым Александром53, то бишь Александром Евгеньвичем, что превозносимый ныне на всех государственных и близким к нему уровнях г-н, или как там его Солженицын до статуса носителя абсолютной истины, на самом деле обычный деляга, которому тоже не чуждо ничто мирское, явно не дотягивает. И нынешние его впечания во все школьные учебники есть ничто иное, как сотворение очередного "кумира" на потребу дня и для воскормление родственников... Ничем это не отличается от пожизненной эксплуатации имени Маяковского со стороны Лили Брик в собственных материальных интересах. Ну какой из Солженицына русский, да ещё и националист? Где и в чём его душевная боль за судьбу этой самой Руси? Чему может быть научен через "тексты" А.И. нынешний подросток? Что кроме презрения к собственной истории у него зародится от них? Вспомните, как суетится его вдова о нетленности учения покойного мужа своего... прямо-таки новое Евангелие от Исаича... А отец Тихон, похоже, з нает "правильную" формулу дегероизации нашего прошлого?.. Его ли это дело? Не путает ли он "ситуацию с проституцией"? Ему бы подумать о подорванной репутации РПЦ (как правильно напомнил о том С.В.Копылов), ввязавшейся в противозаконные торговые операции, а им тоже нет счисления... Может ли теперь наша церковь поучать? Не правильнее ли ей обратиться к Священному писанию и вспомнить о насущном её преднозначении? Нет, она не "ЗАО" и не "ОАО"... Но уже опять госконтора...

11.03.2013 13:33:46 - Александр Ермошин пишет:

"А. И. Солженицына приговорили к дегероизации"? Странное утверждение. Батюшка будто бы не знает, что в Москве - главном прибежище героев, постановлено было противозаконно переименовать улицу в "разжалованного героя". Когда же жители этой улицы совершенно справедливо возмутились, Закон "немножечко" поменяли и провели с помощью "обратной силы".

10.03.2013 14:56:50 - александр 53 пишет:

Была госконтора, стала ЗАО...

Есть хорошие мысли, с которыми трудно не согласиться, однако взгляд не раз споктнулся о, мягко говоря, странности. Например, о советском периоде"...Это было время необычайного воодушевления, романтики, небывалого духовного напора. Другое дело, что время это должно было неизбежно закончиться страшным тупиком, разрушением и всеобщим тягостным разочарованием...". Очень странное утверждение. Неужто время необычайного разочарования, цинизма, небывалой духовной апатии, алчности и продажности неизбежно должно закончиться светлым выходом, созиданием и всеобщим радостным воодушевлением? И так практически везде. Какая-то чересполосица, недоговорки и неожиданный, противоречивый синтез мысли из тезиса-антитезиса. Интервью не его жанр. Про дегероизацию соглашусь, но какое отношение к этому имеет литературный власовец и русофоб Солженицын, как его справедливо назвал писатель-фронтовик В.Бушин, "гений первого плевка"? Его главный "плевок" в виде краткого курса будет изучаться в школах, его цитирует на выступлениях на всю страну президент, его вдова ныне развила бешеную деятельность по пропаганде его наследия. Всех бы так "дегероизировали"! Лихачёв, подписавший известное письмо записных либералов "Раздавите гадину", перечеркнул всё, что он говорил и писал ранее, прочно заняв место в среде "белых патриотов", убежав от красных. Но и белые патриоты и либералы ныне неотличимы друг от друга. Одни, в большинстве своём, антисемиты, другие, тоже в большинстве, евреи. Но одинаковы в своем отрицании советского периода русской истории и роли в русской истории Сталина. Долой ГУЛАГ, даёшь сбережение народа? Интересно, как бы без сталинского индустриального рывка господин власовец обеспечил "сохранение народа"? Вон, смотрите на результаты "десталинизации" и вымирание со скоростью почти миллион в год! При Сталине было всё наоборот. Наиболее авторитетные исследователи ГУЛАГа отец и сын Моруковы оценивают вклад заключённых в сталинский индустриальном рывке всего в полтора процента! Вот и Шевкунов о Сталине думает. Можно представить, как это будет, если тема будет раскрываться опять через противопоставление и противостояние. А и Лука, и Сталин, каждый в своей жизни прошли через тюрьмы и ссылки и каждый был от бога на своём месте. За что Лука и получил впоследствии одним из первых Сталинскую премию. Есть надежда, что это не станет очередной антисталинской и антисоветской брехнёй. Кстати, среди священников есть немало и социалистов. с удовольствием читаю, например, Александра Шумского. Но большинство, безусловно, это коты, если вспомнить про приведённую поговорку. Мяукающий кот мышей не ловит Кто трудится, тот голодным не останется. Если считать трудом только мяуканье, то вряд ли... Шевкунов хоть книжку хорошую написал, в отличие от армии мяукающих бездельников и мошенников, сменивших веру не ради Иисуса, а ради хлеба куса....Увы, церковь в России всегда была госконторой по обслуживанию власти! Что изменилось, если и ее ныне приватизировали и сделали ЗАО "РПЦ"? Тут я с Копыловым С.В. согласен...

10.03.2013 14:16:22 - Илья Геннадиевич Рощин пишет:

"Узкоэтнические корыстные интересы" в России?

Интересное превращение Н.В.Васильевым Солженицына в русского националиста, не угодного ни правым, ни левым. И что это за "интернационал", обеспечивающий свои "узкоэтнические корыстные интересы за счет коренных интересов русского народа"? Намеки на какую-то рассовую дискриминацию?

09.03.2013 12:03:15 - Николай Владимирович Васильев пишет:

Небольшой штрих к портрету.

"... Был ещё А.И. Солженицын, но он что-то не так написал в конце жизни, и его тоже приговорили к дегероизации..." - конец цитаты. Совершенно справедливая констатация факта, предполагающая вопрос: а что же такого написал или сделал Солженицын, что власти современной России его тихонько "задвинули в дальний угол"? Сегодня, когда по тому или иному поводу в СМИ упоминается о нём, то это упоминание связано ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с антикоммунистической пропагандистской деятельностью, выразившейся, в частности, в написании действительно потрясающего "Архипелага ГУЛАГ". Иногда вспоминают о его более ранних, но также имеющих антикоммунистическое звучание, художественных произведениях. Всё! А он сделал следующие вещи: ещё находясь в изгнании написал в 1990г. программное - "Как нам обустоить Россию", затем, уединившись, фундаментальный и приближающийся по силе и значимости к "Архипелагу", двухтомник "Двести лет вместе", а приехав в "демократическую Россию" и совершив по ней своё "путешествие из Петербурга в Москву", выступил с резкой критикой существующих порядков и отказался от нынешней высшей государственной награды - ордена "Андрея Первозванного". Таким образом, снискав в своё время ненависть всех ортодоксальных большевиков и их нынешних последователей, до сих пор являющихся второй по силе политической стороной внутригосударственного партийно- идеологического противостояния , Солженицын отвратил от себя и нынешнюю властную либерально-демократическую систему. Где же находился выдающийся мыслитель в конце своей долгой, яркой и плодотворной жизни? На РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЯХ! По сути А.И.Солженицын - русский националист. Именно поэтому он не угоден ни правым ни левым. Именно поэтому он не угоден "интернационалу" любой политической ориентации, продолжающему обеспечивать в России свои якобы "интернациональные", а на самом деле узкоэтнические корыстные интересы за счёт коренных интересов русского народа. Именно поэтому он подвергнут фактической "дегероизации", о чём и упоминает в интервью уважаемый Г.А.Шевкунов.

Литературная газета
 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 1400
mod_vvisit_counter Учора 1806
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 3206
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 52319