Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 

Европа в летаргическом сне? Друк E-mail
06.09.2012 | 01:52 |
Французский философ Андре Глюксман обсуждает провал европейских интеллектуалов и объясняет, как разногласия могут привести к распаду ЕС и даже открытой вражде.Французский философ Андре Глюксман обсуждает провал европейских интеллектуалов и объясняет, как разногласия могут привести к распаду ЕС и даже открытой вражде.

Во Франции Андре Глюксман (André Glucksmann) известен как один из «новых философов», которые после 1968 года отвернулись от марксизма и - под влиянием «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына - отреклись от советского тоталитаризма. 

Особенно он известен в Германии двумя своими книгами «Кухарка и людоед» и «Господа-мыслители». Его родителями были восточноевропейские евреи, жившие в Палестине и в Германии, а в 1937 году бежавшие во Францию, где и был - в том же году - рожден Глюксман. В 2006 году он опубликовал свою автобиографию «Гнев ребенка». Как человек, глубоко знакомый с немецкой философией и еще с университетских дней выработавший критический взгляд на Хайдеггера, Глюксман стремится к интеллектуальному диалогу с Германией. В своих многочисленных научных и публицистических статьях 75-летний философ выступает за право на вмешательство в вооруженные конфликты во имя защиты мирных жителей, защищает чеченцев и грузин на Кавказе и упорно критикует Запад за склонность закрывать глаза на постоянное присутствие зла в мире. 

- Г-н Глюксман, в свете интеллектуального и экзистенциального опыта, который дал Вам как антитоталитарному мыслителю 20 век, тревожит ли Вас будущее Европы?

- Я никогда не верил, что после конца фашизма и коммунизма исчезли все опасности. В истории не бывает остановок. Европа не вышла за пределы истории, когда исчез «железный занавес», хотя время от времени она явно именно этого хотела. Демократии склонны игнорировать или забывать трагические стороны истории. В этом смысле я бы назвал нынешнее развитие событий крайне тревожащим.

- Европейское сообщество уже 60 лет - с самого своего зарождения - как будто идет от кризиса к кризису. Сбои - часть его нормального режима работы.

- Чувство кризиса характеризует современную историю Европы. Это позволяет заключить, что Европа - не страна и не национальное сообщество, в котором идут естественные процессы сближения. Ее также нельзя сравнивать с древнегреческими городами-государствами, в которых при всех разногласиях и соперничестве существовало единое культурное пространство.

- Но европейские страны тоже объединены общими культурными аспектами. Существует ли такая вещь, как европейский дух?

- Европейские страны не похожи друг на друга, поэтому слияние между ними невозможно. Объединяет их не принадлежность к одному сообществу, а общественная модель. Но европейская цивилизация и западный способ мышления, конечно, существуют.

- Каковы их характерные черты?

- От греков - Сократа, Платона, Аристотеля - западная философия унаследовала два основополагающих принципа: человек - не мера всех вещей, он подвержен ошибкам и поддается злу, но, тем не менее, он ответственен за себя и за все, что он делает и чего он не делает. Приключения человечества - полностью творение людей. Бог в них не участвует.

- Отсутствие непогрешимости и свобода. Но неужели этих опор истории европейской мысли недостаточно, чтобы создать устойчивый политический союз?

- Европа никогда не была единой нацией - даже в христианские Средние века. Христианство всегда было разделенным - римское, греческое, позднее протестантское. Европейское федеральное государство или европейская конфедерация - это отдаленная цель, ледяная абстракция. Лично я считаю, что преследовать эту цель не стоит.

- То есть Европейский Союз стремится к утопии как с политической, так и с исторической точки зрения?

- Отцы-основатели Евросоюза любили апеллировать к каролингскому мифу. Недаром премия ЕС названа в честь Карла Великого. Однако внуки Карла Великого в итоге разделили его империю. Европа - это единство в разделении или разделение в единстве. Но как это не называй, она в любом случае - не единое сообщество в религиозном, языковом или нравственном смысле.

- И все же она существует. Какие выводы Вы из этого делаете?

- Кризис Европейского Союза - результат свойств его цивилизации. Дело в том, что он определяет себя не на основе своей идентичности, а от противного. Цивилизация далеко не всегда держится на общем стремлении к лучшему. Часто, наоборот, ее задача - предотвратить и табуировать зло. С исторической точки зрения, Европейский Союз - это защитная реакция на ужас.

- Получается, мы имеем дело с негативно определенной структурой, возникшей в результате опыта двух мировых войн?

- В Средневековье верующие молились: «Господи, защити нас от чумы, голода и войны». Это означает, что сообщество существует не во имя добра, а против зла.

- В наши дни многие, считают, что смысл существования Европейского Союза в том, чтобы не допустить новой войны. Актуально ли это по-прежнему сейчас, когда призрак войны в Европе развеялся?

- Балканские войны в бывшей Югославии и кровопролитные дестабилизирующие действия русских на Кавказе - это не столь уж давние события. Европейский Союз возник, чтобы выступать против трех зол: во-первых, против памяти Гитлера, против Холокоста, против расизма и ультранационализма, во-вторых, против советского коммунизма, ведшего холодную войну, и, наконец, в-третьих, против колониализма, отказ от которого был мучительным для некоторых членов европейского сообщества. Эти три зла помогли сформироваться общему пониманию демократии - центральной цивилизующей темы Европы.

- Может быть, сейчас Европе не хватает нового объединяющего вызова?

- Его было бы нетрудно найти, если бы Европа не вела себя так безрассудно. В начале 1950-х годов основы союза заложило создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - первого наднационального экономического альянса в области тяжелой промышленности. В сущности ЕОУС, объединявшее Рур и Лотарингию, было средством предотвращения войны. Как все понимают, его аналогом в наше время стал бы некий европейский энергетический союз. Вместо этого Германия предпочла самостоятельно заняться переходом на возобновляемые источники энергии, игнорируя европейское измерение этого процесса. Все ведут по отдельности переговоры с Россией по нефти и газу. Германия подписала соглашение о строительстве трубопровода в Балтийском море, несмотря на сопротивление Польши и Украины. Италия участвует в проекте «Южного потока» - трубопровода через Черное море.

- То есть каждая страна преследует собственные интересы, меняет союзников и заключает двусторонние соглашения, противоречащие духу Европейского Союза?

- Этот образец зловещей какофонии демонстрирует, что страны ЕС теперь не хотят и не могут выступать единым фронтом против внешних угроз и вызовов, с которыми Европа сталкивается в глобальном мире. Это затрагивает больное место европейского цивилизационного проекта - в его рамках каждый предположительно должен быть способен жить для себя, но при этом все хотят с его помощью выживать вместе. Все это облегчает дело для России (президента Владимира) Путина. При всей слабости этого ресурсного гиганта он сохраняет значительную способность причинять вред, которую его президент охотно использует. Безответственность и беспамятность создают условия для новых катастроф - как экономических, так и политических.

Франко-германские отношения

- Всегда ли европейские неудачи начинаются с провала франко-германского партнерства?

- Характерный пример - символическая ничтожность празднования 50-й годовщины германско-фрaнцузского примирения, прошедшего в Реймсском соборе в начале июля. Мадам Меркель и месье Олланду было практически нечего друг другу сказать кроме нескольких плоских шуток про плохую погоду, которая как будто часто сопровождает их встречи. Это не соответствовало никаким интеллектуальным, историческим, философским и политическим стандартам!

- Однако воодушевление и историческое значение состоявшейся на том же месте 50 лет назад встречи между президентом Франции Шарлем де Голлем и канцлером Германии Конрадом Аденауэром воссоздать невозможно. Может быть, отношения просто устоялись и вошли в колею?

- Они стали ограниченными. Наши политические элиты страдают интеллектуальной близорукостью. Аденауэр и де Голль мыслили совсем в других категориях. Они помнили три войны между Германией и Францией, в том числе две мировые, и мечтали о демократическом объединении континента и о преодолении раздела власти в Европе, договоренность о котором была заключена на Ялтинской конференции 1945 года. Именно это стремление было основной движущей силы германско-французского примирения.

- И эти цели были достигнуты в 1990 году с падением Берлинской стены. Однако не ослабило ли исчезновение угрозы и разделения внутреннюю сцепку? Бывший президент Франции Франсуа Миттеран и бывший канцлер Гельмут Коль хотели, чтобы новым цементом для Европы стал валютный союз.

- Сейчас именно он, по иронии судьбы, высвобождает центробежные силы. Однако корни проблемы лежат глубже. В1990 году казалось, что наступил конец истории, а вместе с ним и конец угроз, испытаний, идеологий, крупных конфликтов и споров. Это называют эпохой постмодерна. Меркель и Олланд плавают в сиюминутности постмодернизма, отказавшегося, как писал философ Жан-Франсуа Лиотар, от «больших историй» с их претензией на всеобъемлющую легитимность. В наше время европейские лидеры думают и действуют в ритме графика выборов и опросов общественного мнения.

- Лидеры Франции и Германии находятся в постоянном контакте, и отношения двух стран между собой сейчас в целом напоминают рутинный быт пожилой супружеской пары. Возможно, освобождение от бремени истории все же имеет свои преимущества?

- От истории освободиться невозможно. На горизонте всегда маячит новое бремя. Если французско-германская супружеская пара хочет уйти на пенсию, пусть она так и скажет. Однако если Европа не будет двигаться вперед, ее ждет отставание.

- Во время встречи в Реймсе на военном кладбище времен Первой мировой войны были осквернены немецкие могилы. Не может ли еврокризис снова пробудить демонов прошлого?

- Я так не думаю. Дни карикатур с немецкими касками во Франции давно миновали. Недовольство (бывшим) президентом Николя Саркози, ставшее явным во время французской предвыборной кампании, могло также вызвать антигерманское озлобление, так как Саркози якобы лебезил перед Меркель. Однако этого в целом не произошло. Проблема Европы заключается не в пробуждении былой вражды, а в пассивности. Люди хотят, чтобы их оставили в покое. А те, кто хочет, чтобы их оставили в покое, не затевают свар. Вместо этого они просто ничего не делают. Это относится и к Франции, и к Германии, и ко всем остальным.

- Жалобы на утрату жизненных сил, декаданс и упадок - постоянная тема европейской истории. Сейчас мы к счастью переживаем необычайно долгий период мира и процветания. Разве нельзя считать уже это большим достижением Германии и Франции.

- Разумеется, мы перестали постоянно находиться на грани глобальной и политической катастрофы, угроза которой висела над нами в 20 веке. Однако на окраинах Европы заметны пугающие тенденции - например, встреча сталинизма и старого европейского национализма в Венгрии и Румынии. Не стоит забывать и о таком особом случае, как Греция. Это страна, в которой многое наособицу, страна, история которой была чудовищно хаотичной с тех пор, как она в 1830 году обрела независимость. После 1945 года Греция успела пережить гражданскую войну и военную диктатуру. Во многих отношениях она сейчас расходится с Европой. Она настроена антигермански, просербски и зачастую пророссийски.

Европа как угроза самой себе

- Европейский Союз не утратил своей привлекательности. Еврозону никто по доброй воле не покидает.

- Сократ говорил, что никто по своей воле не поступает неправильно. Я понимаю это так: дурные вещи происходят, когда мы поддаемся слабости. Мне не кажется, что поиск решений и путей выхода из нынешнего финансового кризиса - это некая сверхчеловеческая задача. В конце концов, лидеры ЕС по-прежнему их время от времени находят.

- В основном они находят выходы на очередные брюссельские саммиты, которые проводятся все чаще. Только вот с решениями у них почему-то плохо.

- Не хватает глобальной перспективы. Европейский Союз утратил смысл существования. Способы улучшить институты ЕС и приспособить их к потребностям момента найдутся всегда. В этом деле можно положиться на изобретательность политиков и юристов. Проблема существует на другом уровне - если старые европейские страны не объединятся и не начнут выступать единым фронтом, они просто погибнут. Это вопрос выживания.

- Но разве европейские лидеры это не признали?

- Если они это признали, где их единство? Вопрос размера в эпоху глобализации стал ключевым. Г-жа Меркель, безусловно, понимает, что судьба Германии будет решаться, в том числе, на задворках Европы. Поэтому она не без колебаний все же выбрала единство - хотя и с оговорками. И, тем не менее, она позволяет кризису разделять Германию, Францию, Италию и Испанию. Если наши страны готовы разделяться под давлением сил рынка, они погибнут - и вместе, и по отдельности.

-То есть, Вы считаете, что идея общности европейской судьбы еще не укоренилась?

- Не укоренилась на практике. Глобализация приносит глобальный хаос, а глобальной полиции, кем долгое время были Соединенные Штаты, больше нет. Игроки могут не стремиться к войне, но и добра друг другу они не желают. Каждый ведет собственную игру, и в этой анархической путанице Европа должна заявить о себе и научиться агрессивно реагировать на угрозы. Путинская Россия, стремящаяся вернуть часть утерянных территорий, - это угроза. Китай с его рабством и бюрократизмом - это угроза. Воинствующий исламизм - это угроза. Европе нужно снова научиться мыслить в категориях враждебности. А, например, немецкий философ Юрген Хабермас этого не понимает и продолжает говорить о благостном космополитизме, который способен объединить всех и сделать гражданами мира.

- Для многих частей мира Европа сейчас служит маяком свободы и прав человека.

- Однако эти идеалы и ценности не соединяются в единое целое и не формируют перспективу. У европейских стран, безусловно, имеется привлекательный плюрализм ценностей, но представлять их в виде своеобразного каталога недостаточно. Вместо этого нужно уметь вместе противостоять вызовам. Европа сейчас застыла в нерешительности, которая иногда может перерастать в лицемерие. Существуют два способа избегать вызовов: можно отворачиваться от них и делать вид, что их нет, и можно предаться фатализму - безнадежно пожать плечами и сказать, что тут ничего нельзя сделать. Великий историк Арнольд Тойнби оценивал развитие культур по их способности должным образом реагировать на вызовы. Готова ли Европа посмотреть в глаза своей судьбе? В этом можно усомниться.

-Не связано ли это с отсутствием лидеров?

- Дело не только в этом, но и в интеллектуальном кризисе, в безразличии общественного мнения и в изоляционизме. Взгляните на европейские выборы. Какую роль на них играют внешняя политика и место Европы в мире? Несколько лет назад у ЕС появился высокий представитель по внешнеполитическим вопросам и политике безопасности. Им стала Кэтрин Эштон, которая получила собственное ведомство с несколькими тысячами сотрудников. Ну и где она, чем занимается и кому интересна? 21 столетие будет эпохой больших континентов, которые либо будут уживаться друг с другом, либо нет. Если Европа не сможет войти в этот мир, она скатится обратно в 19 век. В таком случае наша политическая деятельность будет основываться лишь на отдаленных воспоминаниях. Европа станет континентом тоски и ностальгии.

- Как можно оживить поток интеллектуальной энергии? Германские и французские мыслители долгое время были взаимно друг другом очарованы. Можно сказать, что эта тенденция сохранялась со времен Французской революции до 1968 года с его студенческим движением.

- Это был интерес, порожденный конкуренцией и соперничеством. Мы внимательно следили друг за другом и хорошо друг друга знали. Однако в последние десятилетия интеллектуальная дистанция значительно возросла. Между нами всегда существовали различия в образе мышления. Недаром Гегель считал Париж эпохи Просвещения примером «духовного царства животных» из-за принятых в нем форм самовыражения. Французы спорили и ругались. Они обожали разногласия и полемику. В их дискуссиях было нечто общее с театром и журналистикой, но было мало академической строгости. Немцы работали над большими объясняющими системами, пытаясь в мире знания компенсировать нехватку политического и религиозного единства. Сейчас обе страны отягощает интеллектуальная депрессия. Во Франции интеллигенция как общественный класс вообще больше не существует, а последовательности ей теперь не хватает по обе стороны германско-французской границы. Она заблудилась в постмодернизме.

- Но ведь тем, кто уклоняется от крупных вызовов, не нужны большие истории?

- По крайней мере, так считал Лиотар, полагавший, что постмодернизм кладет конец всем системам и идеологиями. Однако якобы неидеологический постмодернизм - это тоже идеология. Мне он кажется воплощением движения возмущенных - возмущение как моральный протест, ставший самоцелью. Помните Оскара Мацерата из «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса: я вижу, я барабаню, и этот невыносимый мир раскалывается на куски.

- Детская вера?

- Европа по-прежнему остается игровой площадкой идей. Однако мышление сейчас настолько раздроблено и отягощено нюансами, что оно избегает настоящих испытаний. Можно сказать, что оно полностью отражает европейскую политику.

Ромен Лайк, "Der Spiegel" (Германия)
http://en.wikipedia.org/wiki/Andr%C3%A9_Glucksmann 
 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

Всеукраїнська тижнева газета «Сіворщина»

Кнігі - поштай
 Народная Воля
ГУЛАГ - с фотокамерой по лагерям
Майдан - Пульс Громадянського Спротиву України Беларусь - наша зямля
КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 698
mod_vvisit_counter Учора 1720
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 7868
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 39735