Почему все славяне понимают другие славянские языки
без переводчиков (в том числе белорусы и украинцы), и то лько одни русские
славянских языков не понимают - и им кажутся непонятными даже так называемые
«восточнославян ские» языки Беларуси и Украины? Почему в России с
пренебрежением относятся к якобы братскому славянскому украинскому языку,
почему его никогда не преподавали и не преподают сегодня в российских школах,
не хотят его учить русские в Восточной Украине и активно протестуют против
самого статуса украинского языка как государственного в Украине? Хотя это -
язык Киева, Матери городов Русских и Крестителя Руси, это сама СУТЬ РУСИ. Откуда
этот странный для славян сепаратизм россиян, нежелание считать общими истоками
Украину и Беларусь - ВКЛ (Великое Княжество Литовское). Ответить на
эти и другие вопросы, наверно, поможет сама история становления языка России,
который лишь с огромной натяжкой можно называть «русским» и тем более
«славянским»...
Неславянская Россия
Начиная разговор о русском (российском) языке, следует прежде
всего вспомнить, что Россия - это неславянская страна. К
территориям, населенным древними околославянскими народностями, можно отнести
лишь Смоленск, Курск, Брянск - территории древних кривичей (славянизированных
западными славянамибалтов). Остальные земли - финские, где никаких
славян никогда не жило: чудь, мурома, мордва,пермь и прочие. Сами
главные топонимы исторической Московии - все финские: Москва, Муром,
Рязань (Эрзя), Вологда, Кострома, Суздаль, Тула и т. д. Эти территории
были за несколько веков завоеваны колонистами-ободритами Рюрика, приплывшими с
Лабы (Эльбы), однако число колонистов (построивших возле Ладоги
Новгород - как продолжение существовавшего тогда полабского Старогорода - ныне
Ольденбурга) было в этих краях крайне мало. В редких городках-крепостях,
основанных ободритами-русинами и норманнами (датчанами и шведами), жила горстка
колониальных правителей с дружиной - сеть этих крепостей-колоний и называлась
«Русью». А 90 - 95% населения края было неславянскими туземцами, подчинявшимися
этим более цивилизованным оккупантам.
Языком колоний был славянский койне - то есть язык,
служащий для общения между народами с разными диалектами и языками. Постепенно за многие века местное туземное население перенимало
этот койне; в Новгородской земле, как пи шет академик Янов, этот
процесс занял минимум 250 лет - судя по языку берестяных грамот, который из
саамского становится постепенно индоевропейским, славянским аналитическим
языком (с вынесенными за слово флексиями) и только затем нормальным славянским
синтетическим. Кстати, об этом и пишет Нестор в «Повести временных
лет»: что саамы Ладоги постепенно выучили славянский язык Рюрика и
стали после этого называться «словенами» - то есть понимающими слово, в
противоположность «немцам», немым - то есть языка не понимающим (термин
«славяне» не имеет никакого отношения к термину «словене», так как про исходит
от изначального «склавены»). Вторыми после ладожских саамов стали
перенимать славянский койне северные финские народы - мурома, весь (вепсы),
чудь, но у них процесс занял гораздо больше времени, а у более южных
финнов непосредственно мордовской Москвы и ее окружения принятие славянского
койне затянулось до петровских времен, а кое-где и сохранились свои исконные
туземные языки - как язык эрзя Рязани. Характерное «оканье» населения
Центральной России сегодня ошибочно считается «старославянским», хотя это -
чисто финский диалект, который как раз отражает незавершенность
славянизации края (кстати, лапти - это тоже чисто финский атрибут: славяне
никогда лаптей не носили, а носили только кожаную обувь - тогда как все финские
народы носят лапти).
Во время Золотой Орды Московия на три века уходит к
этнически родственным народам финно-угров, которые собирали под свою власть
ордынские цари. В этот период на язык региона оказывает
огромное влияние тюркский язык (как часть во обще огромного влияния Азии).
Показательна книга Афанасия Никитина (конец XV века) о
«Хожении за три моря». Там автор запросто переходит со славяно-финского койне
Московии на ордынский язык, разницы в них не видя, а заканчивает свою книгу
благодарственной молитвой: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного и Исуса
Духа Божия. Аллах велик...» В подлиннике: «Бисмилля Рахман Рахим. Иса Рух Уалло.
Аллах акбар. Аллах керим». В то время общей для Московии и Орды была
религия, являвшаяся гибридом ислама и христианства арианского толка (равно
почитали Иисуса и Ма гомета), а разделение веры произошло с 1589 г., когда
Москва приняла греческий канон, а Казань приняла чистый ислам.
В средневековой Московии существовало одновременно
несколько языков:
1. Околославянский койне - как язык княжеской
знати и народные языки туземцев (финские).
2. Тюркские языки как религиозные в период
пребывания в Орде и после захвата Иваном Грозным власти в Орде (до 1589 г.).
3. И, наконец, болгарский язык - как язык
православных текстов и религиозных культов.
Вся эта смесь в итоге и стала основой для нынешнего
русского языка, совпадающего в лексике только на 30 - 40% с другими славянскими
языками, у которых (включая белорусский и
украинский) это совпадение несоизмеримо выше и составляет 70 - 80%.
Сегодня российские лингвисты в основном сводят истоки
современного русского языка двум составляющим: это народный язык России (отнюдь
не славянский, а славяно-финский койне с большим тюркским и монгольским
влиянием) - и болгарский (древнеболгарский), он же «церковнославянский». В
качестве третьего языка России можно назвать современный литературный русский
язык, который является совершенно искусственным кабинетным изобретением, эдаким
«эсперанто» на основе двух указанных выше языков-источников; на этом
«эсперанто» я и пишу статью.
Болгарская составная
Почему нынешний русский язык более похож на болгарский
и сербский языки, чем на белорусский и украинский? (При этом в одну языковую группу с русским относят почему-то именно
эти два языка, а не болгарский и сербский.) Это кажется стран ным, ведь
территориально Россия не граничит с Балканами, а граничит с бе лорусами и
украинцами, у которых в языках почти нет никакого болгарского влияния, а если
оно и находится, то это - привнесенные уже через Россию балканские языковые
реалии. В том и дело, что в России своих коренных славян не было (кроме
редких поселений украинцев в Суздальской земле в XII веке и массовых
порабощений белорусов и украинцев в ходе войн Московии против ВКЛ и
Речи Посполитой: только в войне 1654-1667 гг. московиты захватили в рабство
несколько десятков тысяч белорусов).
А потому изучение туземцами Московии славянского языка
шло через религию, которая опиралась на болгарские тексты. Вот почему мордва
Рязани, Москвы, Тулы, Костромы, Вятки, Мурома и прочих финских земель познавала
славянский язык от болгарского языка - не имея своего местного славянского. И
по этой причине даже то небольшое славянское содержание нынешнего русского
языка (около 30-40% славянской лексики против 60 - 70% лексики финской и
тюркской) - оно не общее с белорусами и украинцами, а общее с болгарами, от
болгарских книг. А вот в Беларуси и Украине ситуация была иной: тут местное
население (наполовину балтское в Беларуси и наполовину сарматское в Украине)
все-таки имело народные славянские говоры, которые и не позволили внедряться
болгарской лексике из православных книг, подменяя свою исконную местную
славянскую лексику.
Славянский язык России?
Есть три момента, которые усиленно прячут все
российские лингвисты (хотя, как в народе говорят, шила в мешке не
утаишь).
1. До XVIII века язык Московии не считался никем в мире
русским языком, а назывался конкретно языком московитов, московитским.
2. Русским языком до этого времени назывался именно и только
украинский язык.
3. Язык Московии - московитский язык - не признавался до этого
времени европейскими лингвистами (в том числе славянских стран) даже славянским
языком, а относился к финским говорам.
Конечно, сегодня все не так: ради имперских интересов
завоевания славянских стран Россия оказала огромное влияние на свою
лингвистическую науку, ставя ей задачу придания языку России «славянского
статуса». Причем, если бы западнее России жили германские народы, то точно так
она бы доказывала, что русский язык - из семьи германских языков: ибо таков был
бы заказ империи. И языковые реформы российского языка, начатые еще
Ломоносовым, были как раз направлены на акцентирование его слабых славянских
черт. Однако, как писал еще 150 лет назад польский славист Ежи Лещинский о
родственных славянам западных балтах, «прусский язык имеет намного
больше оснований считаться славянским, чем великорусский, у которого с польским
языком и другими славянскими гораздо меньше общего, чем даже у западнобалтского
прусского языка».
Напомню, что Россия стала называться «Россией» впервые
официально только при Петре I, который считал прежнее название - Московия -
темным и мракобесным. Петр не только стал насильно брить бороды, запретил
ношение всеми женщинами Московии чадры на азиатский манер и запретил гаремы
(терема, где женщин держали взаперти), но и в поездках по Европе добивался от
картографов, чтобы отныне на картах его страну называли не Московией или
Московитией, как прежде, а Россией. И чтобы самих московитов стали впервые в
истории считать славянами, что было общей стратегией по «прорубанию окна в
Европу» - вкупе с просьбой Петра перенести восточную границу Европы от границы
между Московией и Великим Княжеством Литовским теперь уже до Урала, включая тем
самым впервые в истории географически Московию в состав Европы.
До этого польские и чешские лингвисты и создатели
славянских грамматик четко разграничивали русский язык (украинский) и
московитский, а сам этот московитский язык не причисляли к семье славянских
языков. Ибо язык Московии был скуден на славянскую лексику. Как пишет
российский лингвист И. С. Улуханов в работе «Разговорная речь Древней Руси»
(«Русская речь», № 5,1972), круг славянизмов, регулярно повторявшихся в живой
речи народа Московии, расширялся очень медленно. Записи живой устной речи,
произведенные иностранцами в Московии в XVI - XVII веках, включают только
некоторые славянизмы на фоне основной массы местной финской и тюркской лексики.
В «Парижском словаре московитов» (1586) среди ВСЕГО СЛОВАРЯ народа московитов
находим, как пишет И. С. Улуханов, лишь слова «владыка» и «злат». В
дневнике-словаре англичанина Ричарда Джемса (1618-1619) их уже больше -
целых 16 слов («благо», «блажить», «бранить», «воскресенье», «воскреснуть»,
«враг», «время», «ладья», «немощь», «пещера», «помощь», «праздникъ», «прапоръ»,
«разробление», «сладкий», «храмъ»). В книге «Грамматика языка
московитов» немецкого ученого и путешественника В. Лудольфа (1696) - их
уже 41 (причем, некоторые с огромным финским «оканьем» в приставках - типа
«розсуждать»). Остальная устная лексика московитов в этих
разговорниках - финская и тюркская. У лингвистов той эпохи не было
никаких оснований относить язык московитов к «славянским языкам» так как самих
славянизмов в устной речи не было (а именно устная речь народа является тут
критерием). А потому и разговорный язык Московии не считался
ни славянским, ни даже околорусским: крестьяне Московии говорили на
своих финских говорах. Характерный пример: русского языка не знал и
мордвин Иван Сусанин Костромского уезда, а его родня, подавая челобитную
царице, платила толмачу за перевод с финского костромского на российский
«государев» язык. Забавно, что сегодня абсолютно мордовская
Кострома считается в России «эталоном» «русскости» и «славянства»
(даже рок-группа есть такая, поющая мордовские песни Костромы на русском языке,
выдавая их за якобы «славянские»), хотя еще два столетия назад никто в Костроме
по-славянски не говорил. И тот факт, что Московская церковь вещала на
болгарском языке (на котором писались и государственные бумаги Московии), -
ничего не значил, так как вся Европа тогда вела делопроизводство на латинском
языке, и это никак не было связано с тем, что за народы тут про живают.
Напомню, что после Люблинской унии 1569 года, когда белорусы
создали с поляками союзное государство - Республику (по-польски - Речь
Посполитая), Великое Княжество Литовское сохраняло своим государственным языком
белорусский (то есть русинский), а Польша ввела государственным латинский язык.
Но это вовсе не говорит о том, что народный язык поляков - это латинский язык.
Точно так и русский язык не был тогда народным в Московии-России - пока
российские деревни его не выучили. Вот еще пример: сегодня (и исстари)
в деревнях Смоленской, Курской и Брянской областей (входивших когда-то в состав
Великого Княжества Литовского) говорят вовсе не на русском, а на белорусском
языке. На литературном русском там не говорят, как и никто не «окает»
- отражая финский акцент, как в Рязанской или в Московской областях, а говорят
совершенно на том языке, на котором говорят селяне Витебской или Минской
областей. Любой лингвист должен делать один вывод: в этих российских
областях живет белорусское население, ибо говорит на белорусском языке. Но это
население относят этнически, почему-то, к «окающим» восточным соседям, которые
во времена Лудольфа там знали только 41 славянское слово.
И. С. Улуханов пишет, что, говоря о существовании у
московитов двух языков - славянского (церковного болгарского) и своего
московитского, В. Лудольф сообщал в «Грамматике языка московитов»: «Чем
более ученым кто-нибудь хочет казаться, тем больше примешивает он славянских
выражений к своей речи или в своих писаниях, хотя некоторые и
посмеиваются над теми, кто злоупотребляет славянским языком в обычной речи».
Удивительно! Что же это за такой «славянский язык» Москвы, над которым
посмеиваются за употребление славянских слов вместо своих финских и тюркских
слов? Такого не было в Беларуси - ВКЛ - тут никто не смеется над людьми,
использующими в речи славянские слова. Наоборот - никто не поймет того, кто
строит фразы, используя вместо славянской лексики финскую или тюркскую. Этого
«двуязычия» не существовало нигде у славян, кроме как в одной Московии.
(Кстати, Статуты ВКЛ были написаны на самом чистом славянском языке -
государственном в Великом Княжестве Литовском и Русском, сугубо славянском
государстве, где литвинами были славяне - нынешние белорусы.) Эта
проблема «двуязычия» из-за отсутствия вРоссии народной славянской основы
преследовала всегда и создателей литературного русскогоязыка - как вообще глав
наяпроблема российского языка. Он прошел «стадии развития термина», называясь
вначале московитским, затем российским при Ломоносове - до 1795 г., затем при
оккупации Россией в 1794 году (закрепленной формально в 1795) Беларуси и За
падной и Центральной Украины пришлось его менять на «великорусское
наречие русского языка». Именно так русский язык фигурировал в 1840-х
годах в «Толковом словаре великорусского наречия русского языка», где под самим
русским языком во обще понимался белорусский, украинский и российский), хотя
сегодня все российские лингвисты ненаучно исказили название словаря Даля до
«Толковый словарь живого русского языка», хотя словаря с таким названием он
никогда не писал.
В 1778 году в Москве была издана брошюра писателя и лингвиста
Федора Григорьевича Карина «Письмо о преобразителях российского языка». Он
писал: «Ужасная разность между нашим языком [всюду в работе он называет его
«московским наречием»] и славянским часто пресекает у нас способы изъясняться
на нем с тою вольностию, которая одна оживляет красноречие и которая приоб
ретается не иным чем, как ежедневным разговором. ...Как искусный садовник молодым
прививком обновляет старое дерево, очищая засохлые на нем лозы и тернии, при
корени его растущие, так великие писатели поступили в преображении нашего
языка, который сам по себе был беден, а подделанный к славянскому сделался уже
безобразен». («Беден» и «безобразен» - это, конечно, расходится с будущей
его оценкой как «великий и могучий». Оправданием тут служит факт, что Пушкин не
родился пока для молодого зеленого языка, созданного только что эк спериментами
Ломоносова.)
Опять обращаю внимание: этой проблемы никогда не было
у белорусов, поляков, чехов, болгар, украинцев, сербов и остальных славян - где
язык селян органично становится языком страны и народа. Это чисто
российская уникальная проблема - как сочетать финский язык селян со славянским
языком государства (например, в Беларуси это нелепо: спорить о возможном
«засилии славянизмов в письменной речи», подразумевая, как в России, засилие
болгарской лексики, когда сама белорус ская лексика является такой же
совершенно славянской лексикой и такими же славянизмами - то есть нет самого
предмета для такого спора, ибо славянизмы болгарского языка никак не могут
«испортить» и без того основанный только на славянизмах белорусский язык -
маслом масло не испортишь).
В итоге российские лингвисты героически порывают «пуповину»
многовековой связи культуры Москвы с болгарским языком, который дружно находят
«чуждым», «вычурным в условиях России», «тормозящим становление литературного
российского языка». И отвергают болгарский язык, смело падая в лоно народного
языка («московского наречия»), который на 60-70% процентов состоит из несла
вянской лексики. Великими деятелями, которые совершают эту языковую революцию в
России, Ф. Г. Карин в своей работе называет Феофана Прокоповича, М. В.
Ломоносова и А. П. Сумарокова. Так, в самом конце XVIII века Россия отказалась
от следования болгарскому языку, который ее веками, как веревочка, удерживал в
славянском поле и обращал «во славянство», - и стала лингвистически себя
считать свободной и суверенной, признавая своим языком теперь не болгарский, а
тот народный язык славянизированных финнов, который отнюдь не имел, как
болгарский, явных славянских черт. Патриотизм победил славянское единство.
Настоящий руссий язык
Мелетий Смотрицкий, белорусский просветитель, работавший в
Вильно и Киеве, автор изданной в 1619 году в Евье «Граматіки словенскія
правильное синтагма», задолго до «революционера» в русской лингвистике
Ломоносова, создателя грамматики российского языка, создавал научные основы
языка русинов. Как и в «Грамматике» Л. Зизания, он четко отличал болгарский
церковный язык от нашего: «Словенски переводимъ: Удержи языкъ свой от зла и
устнъ своъ же не глати лети. Руски истолковуемъ: Гамуй языкъ свой от злого и
уста твои нехай не мовять здрады». Ясно абсолютно (как и далее по его
книге), что русским языком автор считает нынешний украинский язык (точнее - тот
русинский язык, который в его время был общим для белорусов и украинцев). А
вовсе не язык Московии-России. «Нехай», «мовять», «здрады» - это чисто
белорусско-украинские слова, которые Мелетий Смотрицкий называет «переводом на
русский язык». Ясно, что это всем бросается сразу в глаза, поэтому автор статьи
в журнале «Русская речь» «Московское издание Грамматики М. Смотрицкого» доктор
филологических наук В. В. Аниченко из Гомельского государственного университета
облекает язык, на который Смотрицкий переводит церковно-болгарский язык, в
такую формулу: «так называемый «русский»». Так называемый Мелетием Смотрицким?
И так называемый всем народом Великого Княжества Литовского той эпохи? Тут явно
желание доктора наук не будоражить российских коллег: мол, все нормально - то,
что у нас народ называл исстари русским языком, - это только «так называемый
«русский язык»». А «не так называемый», настоящий - был только у России.
Болгарский по содержанию. А Мелетий Смотрицкий заблуждался в терминах.
Ненаучно перевирать средневековых авторов. Если они четко
пишут, что русский язык - это по своему содержанию именно украинский язык, а не
московский, то зачем юлить? Зачем переписывать историю? Тем более, что в таком
ненаучном подходе сам нынешний украинский язык становится аномалией - с Луны
упал на Киев, чужд, потому что «так называемый». А ведь книги Мелетия
Смотрицкого показательны: русское - это наше народное исконное, что само собой
и сегодня есть в реалиях украинского и белорусского языков, а российское - это
не русское, аоснованное на болгарском. И переводы, которые делает в книге
Мелетий Смотрицкий с болгарского на русский - это фактически переводы с
российского на русский - на украинский и белорусский. Тут нет ничего этнически
российского, что ныне именуется «русским», а есть только болгарское, которое
нуждается в пе реводе на русский язык - для белорусов и украинцев, тогда
именовавшимися русинами.
Алфавит
Всеобщее заблуждение: в России все считают, что пишут
на «кириллице», хотя на ней никто в России не пишет. Там пишут на совершенно
другом алфавите, весьма мало связанном с кириллицей- это введенный Петром 1
«гражданский алфавит». Он кириллицей не является, так как Кириллом и
Мефодием не создавался. Это имперский российский алфавит,
который Россия в царский и советский период старалась распространить у всех
соседей, даже тюрок и финнов. Старается это делать и сегодня: не так давно Дума
запретила Карелии и Татарстану вернуться к латинице, называя это
«сепаратистскими происками», хотя именно латиница более удачно отражает
языковые реалии языков финнов и татар.
Вообще же это выглядит полным абсурдом: выходит, что Кирилл и
Мефодий создавали письменность вовсе не болгарам и чехам для возможности им
читать византийские библии, а для татар, исповедующих ислам. Но зачем
мусульманам православный алфавит? Второе заблуждение в том, что кириллица
считается «славянским алфавитом». Это на самом деле лишь слегка измененный
греческий алфавит, а греки - это не славяне. Да и более половины славянских
народов пишут на латинице, а не на кириллице. Наконец, это - алфавит
церковнославянских - тоесть болгарских - книг, это болгарский алфавит, а вовсе
не свой русский, белорусский или украинский. Ссылаться на религиозные
православные традиции тут просто нелепо, потому что в средние века вся
католическая Европа в религии использовала латынь - являетсяли это основанием,
чтобы все страны эти отказались отсвоих национальных языков и вернулись к
латыни? Нет,конечно. Кстати, белорусский алфавит сегодня должен быть латиницей,
а не кириллицей (то чнее - алфавитом Петра I), так как белорусский литературный
язык на протяжении веков формировался как язык на основе латиницы, а все
основатели белорусской литературы писали на латинице. Напомню, что после
российской оккупации Великого Княжества Литовского 1795 года, царь запретил
своим указом белорусс кий язык в 1839 году (в 1863 запретил религиозную
литературу уже на украинском языке, в 1876 - все виды литературы на украинском
языке, кроме беллетристики). На Украине литературный язык формировался на
основе кириллицы, а вот в Беларуси - на основе латиницы, и в XIX веке, и в
начале XX века бе лорусская периодика выходила на латинице - «Вiеlаrus»,
«Вiеlаruskajakryniса», «Nazva Nivа» и т. д. (хотя под шовинистическим давлением
царизма стали появляться издания и на кириллице). В СССР белорусская латиница
была вообще запрещена как «западничество» и как напоминание о дру гом выборе
белорусов-литвинов - о многовековой жизни в Речи Посполитой вместе с поляками,
чехами и словаками, а не в составе России.
После распада СССР в 1991 году на латиницу вернулись 4
республики: Молдова, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. Пятой в их числе
должна быть обязательно и Беларусь, так как ее литературный язык формировался
именно на латинице, а сегодня мы должны переводить на нынешний, созданный
реформами Сталина, искусственный и исковерканный «белорусский» язык творения
основателей белорусской литературы. Это, конечно, абсурдно. И это, конечно,
вызовет бурю возмущения в Госдуме: мол, белорусы возвращаются «на польский
алфавит». Но какое отношение к светской Беларуси имеет нынешний греческий
алфавит? Да никакого. А ведь поляки - это и славяне, и соседи, а с неславянской
Грецией белорусы не граничат и общего с ними вообще не имеют. Причем, и греки,
и поляки - в равной мере члены НАТО и ЕС, поэтому выбор между греческим и
латинским алфавитами заведомо не может иметь политического подтекста. Кроме
демагогии. Зато такой подтекст в позиции российских политиков, видящих в этом
«сепаратизм» и «отход от России», как будто одна Россия является монополистом
на раздачу алфавитов соседям (и своим карелам, и татарам).
Когда хунта большевиков захватила власть в России, то
ее комиссары осуществили реформу великорусского языка. Во-первых, его
переименовали в просто «русский» - дабы вычленить «великодержавное имперское»
«велико», одновременно изменяя национальность великороссов на русских.
Что безграмотно, ибо нет в русском языке такого, чтобы название
национальности вдруг было прилагательным, а не существительным (но что
вы хотите от авторов нововведения Троцкого и Свердлова, евреев, мало
разбиравшихся в нюансах русского языка). И это одновременно неверно научно и
политически, так как ранее единый (пусть и искусственно) в царской России
русский народ Беларуси, Украины и России теперь сводился только к народу одной
РСФСР, а Беларусь и Украина теперь уже не считались Русью и русскими, ибо
русскими теперь стали великороссы - только часть существовавшего при царизме
русского народа.
Во-вторых, Троцкий и Свердлов провели глубокую реформу
великорусского языка, создав «новый гражданский алфавит». А
в-третьих, Троцкий настаивал на переходе великорусского языка на латиницу - «в
целях мировой революции», и если бы его точка зрения победила, то алфавитом
РСФСР и затем СССР стала бы латиница. А в 1991 году Ельцин торжественно
возвращал бы Россию на свою кириллицу. Идея Троцкого была потому не принята,
что русская литература создавалась именно на кириллице, а Пушкин на латинице не
писал. Кстати, на этом же основании Беларусь должна вернуться на латиницу, ибо
и наши поэты создавали белорусскую литературу не на кириллице, а на белорусской
латинице...
Каб карыстацца гэтай формай Вы павінны мець наладжаны javascript...
Вадиму Ростову пора со статьи 8-летней давности перейти на более современные статьи по ДНК-генеалогии, которых в Интернете уже довольно много, причём разных авторов, так что боязно что-нибудь и упустить. Но Вадиму Ростову это, видать, пофигу, он ещё много лет будет долдонить, как в коммунячьем агитпропе! А из этих новых статей следует, что да, русские люди - не славяне (гаплогруппа I2), они - преимущественно салавьяня (гаплогруппа R1a1), единый народ с белорусами (литвинами), поляками, малорусами (не путать с украинцами-подолянами) и лужичанами. Вот основа единения! А украинцы-подоляне, гуцулы, галичане, русины, сербы, македонцы, боснийцы - это как раз преимущественно славяне, динарская раса, совершенно не родственная салавьянам! Да, среди них имеется небольшой процент салавьян, о чем они и не догадываются. Болгары же - вообще смесь разных народов, с небольшой долей славян, и ещё меньшей - салавьян. Поэтому - никакого панславизма и 'славянского братства'! И зачем этот 'агитпроп наоборот' Вадима Ростова - невозможно сообразить, если только не зарубежное финансирование!
Напісаў Всеволод, Дата 06/22/2013 Час 20:55
Вадиму Ростову пора со статьи 8-летней давности перейти на более современные статьи по ДНК-генеалогии, которых в Интернете уже довольно много, причём разных авторов, так что боязно что-нибудь и упустить. Но Вадиму Ростову это, видать, пофигу, он ещё много лет будет долдонить, как в коммунячьем агитпропе! А из этих новых статей следует, что да, русские люди - не славяне (гаплогруппа I2), они - преимущественно салавьяня (гаплогруппа R1a1), единый народ с белорусами (литвинами), поляками, малорусами (не путать с украинцами-подолянами) и лужичанами. Вот основа единения! А украинцы-подоляне, гуцулы, галичане, русины, сербы, македонцы, боснийцы - это как раз преимущественно славяне, динарская раса, совершенно не родственная салавьянам! Да, среди них имеется небольшой процент салавьян, о чем они и не догадываются. Болгары же - вообще смесь разных народов, с небольшой долей славян, и ещё меньшей - салавьян. Поэтому - никакого панславизма и 'славянского братства'! И зачем этот 'агитпроп наоборот' Вадима Ростова - невозможно сообразить, если только не зарубежное финансирование!
Напісаў Всеволод, Дата 06/22/2013 Час 20:53
всем привет, хохлы пидарасы. окей?
Напісаў щирый русский, Дата 05/03/2012 Час 16:55
Вы з дубу, пэўна, ляснулісь, спадар Мінька: 'каб яны там пераходзілі на ліцвінска-беларускую мову' - ды ня дай Божа, бо гэтак і беларускамоўныя манголы сюды папруць, ператварыўшы над сьвяты край у прытулак недалюдзей. Людзі, паўтаруся. 'дзе зрадзіліся, да таго месца вялікую ласку імаюць', таму й жывуць У СЯБЕ ЎДОМА. І мы, ліцьвіны, тысячагодзьдзі жывём на Богам нам данай зямлі. А тыя, што халявы чужой вечна шукаюць, хай застаюцца толькі ў вашых мазгах, схільных без дайпрычыны акурат нэрвавацца і пераходзіць на асобы ды цэтлікі ім клеіць.
Напісаў Нікалай Нідвараевіч, Дата 04/20/2012 Час 00:58
Вы, шаноўны Мікола Нідваеровіч, незразумела ад чаго нярвуецеся і нават пырскаеце слюной. Акрамя таго, цытуеце тое, аб чым я не казаў. Гаворыце пра ''смерць'', пра ''гранату'', і пра ''ключ пад дыванцом'' ( мабыць маеце на ўвазе ''канапэ'' пра якое Славамір так смачна напісаў ''і будзем нашым супольным целам рыпець спружынамі канапэ...''), вы , Мікола мабыць і не ведаеце хто такі Славамір, а сярдуеце і ня хочаце сурёзна весьці дыскусію, каб пераканаць масквіча Міколу, каб яны там пераходзілі на ліцвінска-беларускую мову. Дарэчы я цалкам згодны з Ліцвінам Нембажыцкім, што ''ЖЫЦЬ ТРЭБА ДОМА, г.зн. там, дзе нарадзіўся.'' А то розныя абібокі, шарлатаны, хакеісты і спевакі шастаюць па ўсяму свету і дураць людзям глузды.
Напісаў Minak, Дата 04/19/2012 Час 16:03
'шмат хто з масквічоў і расіян хацелі бы войті в состав Беларусі'? Таварыш Міньюк, шмат хто с злодзеяў хацеў бы ўвайсьці ў вашую хату, дык пакіньце ім ключ пад дыванцом і дайце адрас, а я ўжо неяк пражыву бязь іх усіх, бо ёсць каго запрасіць. А наконт жаданьня папярэдзіць, дык я магу сказаць, што жыцьцё неўзабаве скончыцца сьмерцю, дык паможаце сваім сябрам дасягнуць гэтага? 'ваш улюблёный Захад', 'ваш улюблёный усход', а таксама поўнач і поўдзень занадта забілі ваш мозг пад уплывам схэм ад БТ, што забыліся простую ісьціну вялікага Францішка Скарыны: 'дзе людзі зрадзіліся, да таго месца вялікую ласку імаюць'. Вам гранта не далі, мне гранату... Застаецца толькі мечтаць і фсё збудзетцо, когда вернутцо так і не ушэдшые дружкі-москалікі.
Напісаў Нікалай Нідвараевіч, Дата 04/18/2012 Час 19:26
Мікалаю Нідвараевічу. Вельмі крыўдна, што вы,Мікола, інтэлектуальна развітый дзяцюк (аб гэтым сведчыць ваша ўменне карыстацца інтэрнетам) разглядаеце гістарычную сучаснасць аднабока і спрошчана. Замест таго каб пераканаць масквіча ў неабходнасьці вывучэння брацкай беларускай мовы, вы, Мікола, чапляеце яму на фэйс цэтлік ''вораг''. Для масквіча гэта вельмі крыўдна. Масквіч хоча зразумець і поняць, а вы яму зразу забіваеце цвік у фэйс і вешаеце абвестку, што он враг. Меджду протчім шмат хто з масквічоў і расіян хацелі бы войті в состав Беларусі под кіраўніцтвам нашего Лідера АГЛ. Гэта факт! Каторый сегодня я прачытаў у інтэрнеце. І ежелі масквічы і расіяне ізучат нашу мову, то можна было бы нам подумать об гэтым стратэгічным пытанні? цІ ненадо, Мікола? Акрамя таго, вы, Мікола, абвіняеце меня, што я нібыта хачу запалохаць наш народ. Гэта няпраўда і нават з вашего боку не толькр несправедліво, але і каварно. На самай справе я хочу папярэдзіць нашага грамадства аб небяспецы з боку транснацыянальных кампаній. Дарэчы, вы, Мікола, звярніце ўвагу, што ваш улюблёный Захад не дае грантаў Пазняку, а разбазарівает іх праз сваіх варшаўскіх і берлінскіх, а таксама віленскіх знаёмых. І нігдзе, Мікола, ваш улюблёный Захад, не возвысіл голас у абарону нашай мовы. (Адзіны хто зрабіў гэта толькі наш брацкій народ Польшы.) Вот аб гэтым вам, Мікола, а таксама Міколе-масквічу трэба было і весьці гамонку. А вы, чамусьці хоціце прыляпіць да мяне несправядлівы цэтлік панікёра і забабона.
Напісаў Minak, Дата 04/18/2012 Час 08:13
Ёсць клясная цытата з Бібліі: 'Тыя з вас, хто застанецца жывы, будзе зайздросьціць мёртвым'. Пра кантэксты можна забыць, калі хочаш некага напалохаць. Гэтым гуляюць часта й дзеячы маскультуры. Вось і Мінак намагаецца напалохаць усіх сваімі прыватнымі страхамі, зь якіх выратаваць нібыта можа нас толькі наш вечны крывацмок. Ён піша: 'ўсім нам будзе вельмі кепска', бо нехта хоча заглынуць нашу Айчыну і нас з вамі', але ня хоча бачыць, што 'нашу Айчыну і нас з вамі ўжо заглынула Расея, пазбавіўшы унікальны народ нават сваёй мовы'. Зрэшты, мову нашу зьнішчаюць не ўпершыню, а яна жывее фсех жывых, вось толькі татальна адмовіўся ад яе ПАСТАЎЛЕНЫ РАСЕЙСКІМІ СПЭЦСЛУЖБАМІ МАРЫЯНЭТАЧНЫ РЭЖЫМ, які ніяк не назавеш беларускай дзяржавайц, бо ён для лохаў вядзе з Расеяй дробязныя спрэчкі, але пільна выконвае ўскладзеную ёю місію: ліквідаваць родную мову, зьнішчыць гістарычную памяць, зрабіць татальна залежнай эканоміку, ператварыць насельніцтва ў таннага донара для іхняй эканомікі, культуры і г.д. Але ім нічога ня ўдасца, пра што сьведчыць хоць бы факт, што ўсе краіны створанага Расеяй Варшаўскага Дагавору ўвайшлі ў NATO, супраць якога акурат і дружылі.
Напісаў Нікалай Нідвараевіч, Дата 04/18/2012 Час 00:32
Міколу Нідваровічу. Пачаму, дружа, вы мяне крыўдзіце, абзываеце рознымі кепскімі словамі. Вы мабыць не адчуваеце вялікую небяспеку глабалізацыі, калі транснацыянальныя сусветныя кампаніі заглынуць нашу Айчыну і нас з вамі, выкупяць за паперкі нашу зямлю і ўсім нам будзе вельмі кепска. Замест таго каб прааналізаваць сітуацыю, вы, пачынаеце абражаць мяне, істынага патрыёта і даже нацыяналіста. Каліноўскага я вельмі паважаю і даже люблю! Гэта істынны патрыёт і наш гістарычны Герой! Таксама, другі Мікола, каторый па нацыянальнасьці масквіч, не понімает некаторых азбучных істын, яму трэба тлумачыць, што адзінства мы былі дасягнулі, але вы -- рускія і масквічы -- узялі і ўсё разбурылі. Канечно Мікалаю гэта будзе вельмі крыўдна, але хоць ён па нацыянальнасьці масквіч, яму трэба церпяліва тлумачыць гістарычны расклад. Ежелі вы, масквічы атакже рускія, хочаце быць нашымі братамі, то ''павінны адносіцца да ліцвінаў-беларусоў, як ЗША адносіцца да Ізрайля.'' Гэты словы заўсёды месцяцца ў маім сэрцы нібы той залаты медальён ці крыж.
Напісаў Minak, Дата 04/17/2012 Час 19:16
>Николай С.: вось жа падаль, зьневажаюць братнія мовы ўсіх славян 'ціпа гаварыце на нармальным языцэ', садзяць сваіх стаўленікаў, якія вынішчаюць нацыянальную адукацыю, вядуць у эканамічны застой, а потым: 'Мы харошые, нам ужо 5000 год, а нас пачыму-та ніхто не любіт'. Ваш схэматычны плач не кранае нікога, бо браты вашыя, прыгнечаныя вамі, вераць толькі фактам. Што б вы ні казалі пра беларускую мову, але ёсць толькі 2 пэрыяды разьвіцьця беларускага школьніцтва: 1. Першая нямецкая акупацыя. 2. Другая нямецкая акупацыя. Як толькі прыходзілі славянскія вызваліцелі, зачынялася ўсё: дзіцячыя садкі, школы, каледжы, унівэрсытэты. Вы садзіце сваіх стіаўленікаў туды, каго хочаце апусьціць, а потым скуліце, што толькі ўзмацнілі нянавісць да сябе. Глупа вінаваціць нейкага В.Ростова, 'что он тот самый местечковый подонок, из-за горлопанства которых славянские народы так и не пришли к единству', бо адзінства з вашымі мамаеўскімі традыцыямі апрыёры быць ня можа. Вы там у Маскве тупа чытаеце толькі сябе, свае national fantasy, хоць вакол вас жыве зусім іншая праўда, якую так і не ўдалося задушыць. Даю 2 найбольш ляканічных прыклады, 2 трылёгіі: Кастусь Акула 'Гараватка', Васіль Якавенка 'Пакутны век'. З тупымі расейскімі мазгамі вам тое не асэнсаваць, дык маглі наняць перакладчыка, каб адчуць усю народную любоў да вашага 'адзінства'. І перадайце прэвед вашаму беларускамоўнаму сябруку Minaku, які надта ж актыўна на розных сайтах верашчыць тую ж нудоціну пра 'кердык без маскалёў', хоць наш вялікі публіцыст Кастусь Каліноўскі яшчэ паўтары сотні гадоў таму напісаў: 'Толькі тады, народзе, добра зажывеш, калі маскаля над табою ня будзе'. А верым мы не розным мінакам-недаліцьвінам, а нашым вялікім правадырам.
Напісаў Нікалай Нідвараевіч, Дата 04/17/2012 Час 17:40
Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
Сяргей Панізьнік. "Сьцяг" Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой Сьцяг мой вольны, Сьцяг мой сьмелы, Сьцяг мой...
Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
Яўген Гучок 2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б) з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках. ...
Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...