В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю историю.
Первое, что мы должны выяснить для решения вопроса об истоках и времени возникновения белорусского этноса – определить состав народностей, племен и других исторических человеческих сообществ, населяющих территорию Беларуси, в недрах которых обнаруживаются первые признаки – этнические, социальные, фольклорные, атропологические и т. д., из которых начинает формироваться этнос, носящий теперь название – «белорусский этнос».
Что же представлял собой белорусский народ в древности? Какое отношение
имеет нынешний белорусский народ, белорусский этнос и, наконец,
белорусская нация - до древних племен, населяющих территорию современной
Беларуси и ближайшие соседние территории?
Существует несколько концепций происхождения белорусов.
Считается, что на территорию Беларуси первые славяне пришли с юга примерно
в VI - VII в. Балты, которые уже давно населяли эту территория, имели по многим
признакам гораздо более низкий уровень социальной организации, чем пришлые
славяне. Славяне имели более развитое хозяйство, знали двухполье, пользовались
железными наконечниками и т.д. (см., например, очерк Г. Сагановича[1]).
В результате продолжительных этнических контактов между балтами и пришлыми
славянами, симбиоза балтской и славянской культур образуется белорусский
проэтнос.
Время возникновения белорусского проэтноса насчитывает не
менее чем тысячелетний срок. Уже со времен Киевской Руси проявляются особенности
жителей, которые обитали на территории современной Беларуси.
М. Довнар-Запольский писал: "Белорусы представляют наиболее чистое
славянское племя, сохранив и внешний вид славянина, и множество признаков его
психики и быта[2]".
Племена, которые образовались в результате балто-славянского симбиоза,
известны с ХI-Х веков под несколькими названиями. Это кривичи - населявшие
просторы Подвинья и Верхнего Поднепровья (центр - город Полоцк), дреговичи -
населяли земли от Припяти на юге до линии Заславль - Борисов на севере (центр -
Туров) и третья течение - радимичи, жившие бассейне реки Сож (центр Гомель ).
На основе самоорганизации упомянутых племен были созданы первые
государственные структуры предков белорусов, которые носили названия Полоцкое и
Туровское княжества. Принято также считать, что эти княжества входили в состав
единого государства - Киевской Руси.
Роль балтского этноса не учитывалось многими
российскими и советским учеными, которые скорее в политических, чем в научных
целях, ввели концепцию «древнерусской народности». В советской историографии
доминировала теория единого славянского народа, который объединялся одним
термином "Киевская Русь" и согласно этой концепции этот
восточнославянский народ позже разделился на украинцев, белорусов и великорусов[3].
Эта концепция соответствовала не столько интересам науки, сколько
"идеологической конъюнктуре времени[4]".
В науке нет никакого доказательства концепции единого восточнославянского
народа - ни в те советские времена - ни сейчас. Эта концепция, получившая
название концепции «древнерусской народности», царила и в русской, и в
советской исторической науке и была особенно поднята на щит после публикации в
1950 г. известной работы И. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», а также и
тезисов ЦК КПСС «О праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией[5]».
Первым исследователем, который поставил под сомнение
теорию «древнерусской народности» был советский ученый В. Седов. Аргументы,
которые привел В. Седов в пользу балтского происхождения племен населяющих
территорию современной Беларуси базировались на изучении памятников
материальной культуры этого региона. На территории Беларуси были найдены
многочисленные украшения, орудия труда и оружие, характерные для балтской
культуры. В качестве аргумента в пользу «балтской» концепции приводится и факт
наличия во многих элементах языка и культуры белорусов балтских обычаев, таких
как поклонение ужам, камням. То же наблюдалось и в традиционной религии
белорусов. Кроме этих аргументов анализировались фонетические особенности языка
белорусов (твердый «р», акание и т.д.), которые характерны для балтского
субстрата[6].
Вслед за В. Седовым белорусский исследователь М.
Ермолович определяет границы распространения балтского субстрата (литвы) на
территории Беларуси. М. Ермолович изложил свои исследования в тезисах[7],
подготовленных к масштабной конференции, которая должна была быть посвященной
пересмотру концепции «древнерусской народности». Однако и сама конференция и
тезисы М. Ермаловича на длительное время оказались под запретом... по
идеологическом мотивам. Только к концу 80-х годов ХХ в., с началом перестройки
стало возможным опубликовать исследования М. Ермаловича, которые были обобщены
в его монографии «По следам одного мифа[8]".
Совсем другая картина после развала Советского Союза
по этому важному, краеугольному вопросу начала формироваться в соседней
стране - России. Теория «древнерусской народности» здесь начинает
реанимироаваться и более того всячески развиваться. Позиция В.Сядова после
развала Советского Союза и возникновения ряда новых стран, в том числе и
Российской Федерации, где он очутился, меняется самым кардинальным образом.
Начиная со второй половины 90-х годов ХХ в. в российском обществе начинает
возрастать ностальгия по славянском единстве, которое царило в СССР.
В. Седов пересматривает этническую составляющую
археологических культур. Теперь он находит признаки славянской миграцыии во
всех проявлениях, и в конце концов приходит к возвращению на просторы Восточной
Европы концепции единой «древнерусской народности».
Пример с В. Седовым не единичен и проявляется не
только при рассмотрении вопроса о происхождении этносов. Но он показателен тем,
что для реализации определенных политических целей, заинтересованные круги
страны могут воздействовать на формирование общественного мнения самыми
псевдонаучными и конъюнктурными способами.
Таким образом, первым шагом построения нашей концепции
этнического происхождения белорусов является признание роли балтского фактора в
основе социального, анрапалагичнага, культурного, наследственного и других
составляющих древних племен, населяющих территорию Беларуси.
Вторым существенным компонентом в дальнейшей истории
формирования белорусского этноса является племя литва, которое упоминается чуть
позже упомянутых пробелорусских племен - кривичей, дреговичей и радимичей,
примерно с XII в.
Известно, что племя "литва" рассялялася на большом
пространстве территории современной Гродненщины и Минщины. Точные пределы
летописнай литвы довольно убедительно определил Николай Ермалович в своей книге
«По следам одного мифа[9]".
Но по его мнению племя "литва" было балтского происхождения.
Интересный подход к проблеме о происхождении племени
литва развивает С. Ситько. Он предлагает следующую гипотезу: литва - это не
отдельное племя в этническом смысле, а сообщество социальное. Название
"литва" носили профессиональные воины[10],
благодаря которым это слово вошло в название государства - Великого княжества
Литовского, и познее дало название целому народу - литовцам.
По свидетельству других, литва - не балтского, и даже
ни угро-финского, - как это считал Иван Ласков[11], а
славянского происхождения. Так, чешский исследователь П. Шафарик утверждает[12],
что слово "литва" - искаженное слово "лютва". Славянское же
племя велеты-лютичи, хорошо известно историкам, и рассялялася оно также на
территориях современных Гродненщины и Виленского края.
Позже, когда началось образование Великого княжества
Литовского, литва смешалась с другими славянскими племенами - кривичами и
дреговичами, образовав современных белорусов. Свидетельством того, что
лютичи-литва были народами с языком, близким к соседним славянским народам,
есть то, что их язык стал государственным языком ВКЛ. Много есть свидетельств, что
лютичи-литва были предками современных белорусов, имели все этнические признаки
современных белорусов - язык, обычаи, фольклор и сумели сохранить через века
это наследие. Однако они отдали свое название (литва - литвины) другим балтским
племёнам, среди которых, прежде всего, жемойты и аукштайты. Этот трагический
исторический факт до сих пор вносит большие трудности в политическом аспекте: в
1995 году, например, именно эта историческая ошибка стала причиной отказа от
существующего государственного герба Республики Беларусь (вследствие сходства с
государственнм гербом Литовской Республики), который на самом деле представлял
собой изображение исторического белорусского герба "Погоня".
o Таким образом, по нашему
мнению наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этагенезе
белорусов, является концепция балтского происхождения.
В этой связи нас интересует еще одна сторона
рассматриваемой проблемы. Почему - и в историческом разрезе, и политическим -
так настойчиво подчеркивается мысль о славянства белорусов? Что значит быть
славянином? Что несут эти знания? На самом деле, единственное, что может быть
бесспорным в концепции славянских народов - это близость их языков. Близость
языков народов, проживающих на территории современной Беларуси, а также
соседних земель - как в прошлом, так и в настоящее время. По этой причине эти
языки объединяются в одну семью, которую принято называть семьей славянских
языков.
В другом, начиная с расовых признаков,
антропологических и генетических факторов, речь о единстве неизбежно приведет к
тупиковому результату. Какие славяне, скажем, болгары, пришедшие в свое время
на Балканы из под Урала, но усвоили однако местную славянскую речь? Подобная
ситуация могла случиться и на территории Беларуси, где местные балтские племена
по каким-то причинам - политическим, или в результате культурного превосходства
славяноязычного населения - перешли постепенно на другой язык - славянский.
Есть аналогичный взгляд и на происхождение русской
нации. Егор Холмогорах в своем "Русском националисте" напрямую пишет:
"Разве русские - славяне? Нет. Русские не чехи, не поляки и тем более не
хорваты ... Им не нужны для личной самооценки никакие доказательства того, что
они этнически ближе к славянам, чем к шведам[13]...
" Действительно роль различных этносов, особенно татар, в формировании
русского этноса давно известна.
Концепция балтского происхождения белорусов.
Наиболее последовательно
утверждают концепцию балтского происхождения белорусов С. Санько и А.Дермант.
Исходным постулатом их концепции является простая формула: "Белорусы -
славяноязычные балты". В статье "Этногенез белорусов: наука и
идеология" сторонники концепции следующим образом формулируют свое кредо и
подход[14]:
- "Автохтонистская
балтская модель белорусского этнагензу возникла не по прихоти того или иного
исследователя и не из подачи спецслужб какой-либо окраски, а из логики развития
двух основных конкурирующих этногенетичных парадигм, поданых отменами
славянских автохтонистских миграционистских моделей ..."
По мнению авторов автохтонистская балтская модель
белорусского этногенеза следует из попытки объединить в единое целое весь
комплекс данных из области антропологии, этногеномики, лингвистики, археологии,
истории, этнографии, фольклористики и других дисциплин. Исследователи разделили
факты на релевантные и нерелевантные, рассмотрели на этом основании всю
проблемную ситуацию и, по их мнению, избежали всякого субъективизма при
интерпретации данных.
Авторы отмечают, что сравнение, так называемого
"полиморфизма митахендрияльной ДНК" белорусов и литовцев
свидетельствует об их генетической близости. Кроме того, анализ групп крови АВО
и МN свидетельствует о весьма значительной степень подобия, "которые почти
не отличаются от прародительских и генетически-антропологического типов".
Эти аргументы очень дельные. И они в значительной мере
перекликаются с даледаваннями Алексея Микулича[15],
который показал в своих исследованиях, что территория Беларуси была заселена
предками современных белорусов еще тысячу лет назад. Антропологические
исследования показывают, что не было массовых переселений, которые могли бы
изменить физический тип обитателей нашего края. Внимание Микулича привлекли
проблемы исторических и антропоэкологических аспектов населения Беларуси.
Выяснилось, что тотальная популяция белорусского сельского населения
представляет собой самовоспроизводящийся организм, где обмен генами до
последнего времени происходил преимущественно между его последовательными
потомками. Генофонд Беларуси, естественно, не защищен от проникновения генов из
соседних этносов. И все же выяснилось, что фенотипы и генотипы при всей
стохастичнасти генетических процессов сохранили свою стабильность.
Угро-финская концепция происхождения белорусского
этноса.
Наиболее известный сторонник угро-финской концепция
происхождения белорусского этноса И. Ласков считает, что предки белорусов - не
балты, не славяне, и даже не балто-славяне, а угро-финские племена, родственные
современным пермяков, марийцы и мардовцам. Главный метод его доказательств -
лингвистический анализ личных имен, гидронимов, топонимов и базовой лексики[16].
Однако на данный момент считает, что историческое
воздействие угро-финского элемента н афарамаванне белорусов было незначительным
и относится к времен более древним чем времена литовского фактора, и они
остались только в лингвистических особенностях местных говоров. Гораздо большее
воздействие угро-финский элемент оказал на формирование русского этноса.
Время формирования белорусского этноса.
Многие историки и этнографы относят время формирования
белорусского этноса к ХII-XVI
векам - времени формирования этнических различий русских, белорусов и
украинцев. Однако настало время принять новую парадигму древности белорусского
этноса. Многие источники из самых различных областей знаний, таких как история,
археология, языкознание и этнография позволяют сделать вывод о самое малое -
тысячелетнем возрасте белорусского этноса.
Доводы здесь следующие.
Довод первый - языковой.
Уроженец Беларуси польский поэт Адам Мицкевич, а позже
известный этнограф XIX века Иван Шпилевский[17] утверждали,
что белорусский язык наименее изменившийся из всех славянских языков. И в этом
есть большая доля правды. В белорусском языке сохранилось много черт, которые
уходят индоевропейского времени.
Станислав Судник считает, что время возникновения
особой лингвистической форамции, на основе которой потом образовалась
белорусский язык восходит к 2300 году до н. э. Сначала она существовала как
форма кривическо-дреговичско-люцического койне, а во времена ВКЛ
распространяется на всю территорию княжества, диалектные особенности постепенно
стираются, образуется один государственный язык ВКЛ, который принято считать
старобелорусским или просто белорусским языком. В статье "Белорусский язык
- первооснова современных и исчезнувших славянских языков" С. Судник
отмечает, что "Белорусский письменный язык была единственным полноценным
письменным языком ВКЛ и всей Восточной Европы. Это положение и обусловило тот
факт, что белорусский язык стал языком международного общения. Вообще,
международных языков на то время было немного: латинский, греческий, санкрит,
арабский, могольской, ханьский и белорусский[18]".
В указанном статье есть много интересных выкладок посвященных подобию
белорусского языка и древнего санскрита, который был языком древних индусов.
Частота употребления звука [а] в санскрите - 66% и белорусскому языку - 68% мы
имеем почти полное совпадение. Отрыв по этому показателю от других языков очень
большой, например, в немецком языке - 17%, в русском языке - 23%.
Что касается эволюции белорусского языка в
исторической ретроспективе мы наблюдаем следующую картину. Уже в XII веке между
языками жителей белорусских земель и остальной Руси существовали определенные
различия. Об этом, между прочим, свидетельствует даже "Хрестоматия по
истории белорусского языка", изданная еще в советское время как учебник
для студентов-филологов (1961). Если "Слово о полку Игореве",
датированное концом XII века не принято относить к памятникам старобелорусской
письменности ("Слово .." считается памятником просто
"Старорусский письменности"), то уже «Договорная грамота смоленского
князя Мстислава Давидовича с Ригой и Готским берегом 1229 г.»,
«Грамота князя Гердэня 1264 г.» и ряд других,
написанные на языке, который имеет ряд белорусских черт[19].
Довод второй - фольклорный. Материалы
музыкально-песенного фольклора и устно-поэтического творчества белорусов
указывают на их уникальность, которая проявляется в аутентичности пения,
танцев, народных гуляний, традиций, с корнями в седой старине.
Безусловно, грунтом, на котором основано большинство
белорусских традиций, народного наследия есть язычество. Сейчас трудно выделить
особенности, специфику именно белорусского культа. Скорее всего, главные
праздники и свита языческих богов одинаковы для всех восточных славян. С
принятием христианства народные праздники не исчезли, а изменились. Многие
праздники, как Пасха, Рождество, сохранили ряд внешних дохристианских черт
(скажем, колядование), но наполнились христианским содержанием (на те же
Рождество празднуется Рождество Христово и поются рождественские песни
посвященные рождению Христа).
Однако до сих пор в Беларуси существуют такие
праздники, на которые христианство так и не смогла наложить своего отпечатка.
Это, прежде всего, Купалье. Хотя празднование Купалы как католиками (в ночь с
23 на 24 июня), так и православными (в ночь с 6 на 7 июля) обеими конфессиями
привязано к Рождеству Иоанна Крестителя (24.06 - кат., 7. 07 - правасл.), эта
ночь в Беларуси и сейчас проходит совсем не по-христиански. Сила языческого
духа среди белорусов удивляет, но сравнивая себя к другими народами - мы
увидим в других аналогичную картину, если еще не более четкую. Скажем, у наших
соседей литовцев, предками которых были жемайты.
Довод третий - археологический. Курганные
материалы свидетельствуют, что славянское миграция на земли балтов НЕ подвинула
последней. С момента их контакта началось формирование новых культур.
Балтийские элеменеты в Беларуси проявляются в гидронимии, диалектологии,
палеантрапалогии.
И четвертый, на который наиболее
обращает внимание Микулич - антропологический аргумент. Начиная с неолита
(около 4-го тысячелетия до Р. Х.) уже сформировались региональные особенности
материальной культуры. На начало первого тысячелетия на территории Беларуси
произошло смешение пришлых славян с коренными балтами, заодно обогатившим
генофонд обоих народов.
Материалы палеантропологичских раскопок А. Микулича и
И. Силивон свидетельствуют, что на протяжении 40 последних поколений существует
безусловная преемственность основных расовых особенностей. Это позволило также
сделать следующий вывод: антропологические особенности локальных популяций
определяются генетическим качеством самого этноса. По показателям обобщенных
биологических расстояний можно искать следы генетической памяти популяций в
историческом аспекте. Генофонд белорусов, литовцев и западных русских ближе
других к среднеевропейскому, поляки и украинцы - более отдаленные.
Исходя из концепции о сохранении в поколениях
структурных компонентов популяционной системы от прородительской общности (А.
Любищев[20],
Ю. Рычков[21]),
появились основания довести значительную стабильность генофонда в сравнении с
языком и культурой. Вся территория Беларуси по данным о генетических системах и
репродуктивных размерам была полностью заселена предками современного населения
около 10 000 лет назад.
Подитоживая, можно сказать: на основании
антропологических данных установлено, что современные белорусы - это
непосредственные потомки местного древнего населения. Фактическое формирование
этноса происходило не менее чем через 200 поколений, "что позволяет
проследить его начало к полеевропеоидному расовому сообществу[22]"
Таким образом, на основании самых различных областей
знаний, таких как языкознание, этнография, археология и антропологии
можно сделать вывод о самое малое - тысячелетнем возрасте белорусского этноса.
[1] Сагановіч
Г. Нарыс гісторыі Беларусі. - Мінск, 2003. - С. 12.
[2] Доўнар-Запольскі
М. Асновы дзяржаўнасці Беларусі. - Вільня. 1919.
[3] Карнейчык
Я.І. Беларуская нацыя: гістарычны нарыс / Я.І.Карнейчык. -Мінск, 1969. Токарев
С.А. О культурной общнотси восточнославянских народов / С.А. Токарев
//Советская этнография. - 1954. - № 2. - С. 21-32.
[4] Сагановіч
Г. Нарыс гісторыі Беларусі. - Мінск, 2003. - С. 23.
[5] І.
Сталін «Марксізм і пытанні мовазнаўства». Тэзісы ЦК КПСС «Аб святкаванні
300-годдзя ўз'яднання Украіны з Расіяй» ад 10 студзеня 1954 г.
[6] Седов В. В. К
происхождению белорусов (Проблема балтского субстрата в этногенезе белорусов)
// «Советская этнография». - 1967. - № 2. - С. 112-129. Седов
В.В. О происхождении белорусов // Древности Белоруссии. Материалы
конференции по археологии Белоруссии и смежных территорий. Мн.,
1966. - С. 301 - 309.
[7] Ермалович
М.И. Где была летописная Литва? / М.Ермалович. // Тезисы к конференции по
археологии Белоруссии. Мн., 1969. - С. 233-238.
[8] Ермаловiч
М.І. Па слядах аднаго мiфа. - Мінск, 1989. -
94 с.
[9] Ермаловiч
М.І. Па слядах аднаго мiфа. - Мінск, 1989. -
94 с.
[10] Сіцька
З. Утроп Літвы. - Баранавічы, 2009. - 324 с.
[11] Ласкоў
І. Летапісная Літва. - Вільня. 2011. - 288 с.
[12] Шафарик
П. Славянские древности. Певод с чешского. Изд. 2-е. Т.II. - Москва. - 1848. - С. 40
[13] Холмогоров
Е. Русский националист. - Москва, 2006. - С. 147.
[14] Санько
С., Дзермант А. Этнагенез беларусаў: навука і ідэалогія / С.Санько, А. Дзермант
// Архэ. - 2006. - №11. С
[15] Мікуліч
А. І. Беларускі этнас: папуляцыйна-генетычны аспект эпахальнай стабільнасці //
Беларуская нацыянальная ідэя. Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай
канферэнцыі. - Мінск, 2000. - С. 40-44; Микулич А. И. Наша генетическая память.
- Минск, 1987.
[16] Ласкоў
І. Летапісная Літва. - Вільня. 2011. - 288 с
[17] Шпилевский
П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. - Минск. 2004. - 252 с.
[18] Суднік
С. Беларуская мова - першааснова сучасных і зніклых славянскіх моваў. //
Беларуская нацыянальная ідэя. Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай
канферэнцыі. - Мн., 2000. - С. 127-142.
[19] "Дагаворная
грамата смаленскага князя Мсціслава Давыдавіча з Рыгай і Гоцкім берагам 1229
г." Тэкст граматы гл. ў кнізе И. А. Василенко. Историческая грамматика
русского языка. Сборник упражнений. Москва: Просвещение, 1984. с. 219.
[20] Любищев А. А. О
постулатах современного селектогенеза // Проблемы эволюции. Новосибирск: Наука,
1973. Т. 3. С. 31-56. Любищев А. А. Проблемы формы, систематики и эволюции
организмов. М.: Наука, 1982.
[21] Рычков Ю. Г.
Некоторые популяционно-генетические подходы к антропологии Сибири // Вопр.
антропологии. 1969. № 33. С. 16-33.
[22] Мікуліч А. І. Беларускі этнас: папуляцыйна-генетычны аспект эпахальнай
стабільнасці // Беларуская нацыянальная ідэя. Матэрыялы міжнароднай
навукова-практычнай канферэнцыі. - Мінск, 2000. - С. 44.