Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 
Брама сайта arrow АДВЕЧНАЕ arrow Даследаванні arrow «Бегство от свободы» Эриха Фромма как «полевая» хрестоматия Донбасса

«Бегство от свободы» Эриха Фромма как «полевая» хрестоматия Донбасса Друк E-mail
29.10.2014 | 18:35 |
Эрих ФроммДенис Дубровкин, для "Хвилі"

Украина в начале 2014 года потрясла мир двумя событиями - «Революцией достоинства» и войной на Донбассе. Жертвы как «Небесной сотни», так и погибшие в АТО с обеих сторон запустили необратимые механизмы трансформации не только украинского, но и мирового сообщества. Цена этих изменений оказалась непосильно велика. Человеческая жизнь стала мерилом свободы в различных ее интерпретациях. Возникает вопрос: «Может ли вообще человек изменить свою жизнь, освободиться от устоявшихся и тупиковых моделей поведения и мышления? Одинаково ли восприятие свободы для всего социума в целом и индивидуума в частности?»

Книга Э. Фромма «Бегство от свободы» увидела свет в 1941 году, когда весь мир был втянут в самый большой социальный катаклизм за всю историю человечества. Пытаясь объяснить природу появления тоталитарных режимов, Э. Фромм раскрыл психологические механизмы отказа людей от собственной свободы. И как результат - мировая война.

События на Донбассе, по-нашему мнению, являются ярким примером описанных Э. Фроммом процессов. Рассматривать природу т.н. «Донецкого сепаратизма» можно в контексте политических, экономических, языковых и культурных причин. Но, если убрать все это, то мы получим конкретного индивидуума со своими страхами и переживаниями.

В данной статье мы попытаемся разобраться в тех поэтапных процессах, которые проходили на Донбассе до начала активных боевых действий, через призму концепции «бегства от свободы» Э. Фромма. Представим это неким полевым исследованием социологического структурализма Донбасса как единого живого организма. И попытаемся выделить основные последствия этих событий для Донбасса и в целом для Украины.

За основу мы возьмем общепринятые фроммовские «механизмы бегства».

Механизм первый - авторитаризм

Авторитаризм Фромма - это целостный комплекс садомазохистических отношений в масштабах социума. Главным тезисом этого механизма является отказ от независимости личности. Индивид стремится «уступить» свое «Я» в пользу кого-нибудь или чего-нибудь внешнего, чтобы обрести «силу», недостающую ему самому.

Донбасс активировал этот механизм на следующий день после того, как В. Янукович бежал из страны, и свои ворота открыло Межигорье. Этот период можно назвать «безвременьем» Донбасса - от бегства до «зеленых человечков» в Крыму. Для большинства населения действия В. Януковича и «Партии регионов» рассматривались как личное поражение - подавленность, нежелание обсуждать происходящее, попытки дистанцироваться от людей, поддерживающих Майдан. Образно говоря, все это было похоже на поминки по скоропостижно усопшему - сначала скорбь и поминание, а затем застольные задушевные разговоры для снятия атмосферы напряженности. Такими «задушевными разговорами» для Донбасса стали «мифы Майдана».

В попытке оправдаться перед самим собой и дистанцироваться от чувства сопричастности к безвременно ушедшему президенту, Донбасс рождал иррациональную альтернативную реальность, которая характеризовалась безысходностью происходящего. К сожалению, формат нашей статьи не позволяет более детально рассмотреть саму природу мифов, но для понимания дальнейших процессов, мы озвучим основные из них.

«30 процентов зарплаты на восстановление Майдана» - производный миф от «народ-труженик» и «Донбасс кормит всю Украину».

«Знакомая повариха с зарплатой в 15 тыс. гривен» - почему именно повар стал персонажем истории, мы затрудняемся сказать, но в самом мифе прослеживается четкая мысль о «все это за деньги Америки» и чувстве несправедливости в распределении материальных благ с элементами «бытовой зависти» к успеху другого человека. Наверное, самый распространенный миф, который можно обозначить как «Ленин и бревно» - массовость знакомых поварих у жителей Донбасса вполне может соперничать с количеством людей, которые писали свои воспоминания о субботнике в Кремле.

«Психиатрические больницы, заполненные людьми с Майдана» - интерпретация мифа 2004 года про «наколотые апельсины». Он интересен тем, что описывает тезис Э. Фромма про то, что «для одних свобода - это заветная цель, а для других - угроза». Сакрализация любой (!) власти и конформизм Донбасса вызывает у него ситуацию когнитивного диссонанса в контексте «добровольного» отстаивания своих прав и свобод. Выход из этого, как раз, и находится в объяснении событий Майдана в «неадекватности» его участников.

«Правый сектор и памятник Ленина» - последний миф «безвременья». Осознание бесповоротности изменений привело к появлению метафизического символа в лице Ленина, как последней спасательной соломинки перед неизбежностью «свободы».

Все глубже погружаясь во внутриличностный конфликт, Донбасс был готов принять любую «правду» о происходящих событиях. Примечательно, что эти мифы пытались культивировать как КПУ, так и «Партия регионов» в рамках своей предвыборной кампании на предстоящих президентских и парламентских выборах, не осознавая всю деструктивность последствий для самих себя, в первую очередь.

С началом «Крымской кампании» Донбасс еще находился в «анабиозе сепаратизма». Толчком к пробуждению, как бы это странно не звучало, стало выступление премьер-министра Украины А. Яценюка, цитата из которого вынесена в эпиграф нашей статьи. Главная мысль выступления сводилось к одному: «Время затянуть ремни и взять ответственность на себя». Как раз ответственность за самих себя и стала точкою невозврата. Донбасс «побежал, сломя голову», найдя новые «вторичные» узы взамен первично-утраченных.

Механизм второй - разрушительность

Э. Фромм пишет, что разрушительность характеризуется тем, что ее целью является устранение объекта «свободы». Отторжение окружающего мира, в совокупности с бессилием и самоизоляцией индивида, достигается его разрушением. То есть, в условиях «внешней угрозы», у человека включается деструктивный механизм самосохранения - «разрушить мир, чтобы мир не разрушил тебя».

Донбасс проявил свое самосохранение в отторжении себя от остальной Украины. Тезис «Украина умерла» является определяющем на данном этапе «бегства».

Появление вооруженных «ополченцев», «экономическая парализация», разделение людей на «русских» и «бандеровцев», неприкрытая ненависть к инакомыслию и т.п. - все это и есть элементы деструкции. Визуализацией данного состояния стали т.н. «блокпосты» на въездах в города. Бесспорным лидером является славянский блокпост, возведенный в первые часы захвата города - пожилые женщины с иконами, отгоняющие «злой дух» украинской чумы.

На данном этапе происходит разложение личности и растворение ее в коллективном бессознательном. Индивид становится анонимом, провозгласив себя народом Донбасса. Основной трагедией такого состояния стало нарушение прав и свобод человека, которое, в совокупности со «специфическим менталитетом» Восточной Украины, приобрело ужасающий характер - взятие в плен проукраински настроенных жителей, убийства, пытки, реквизиция имущества... И все это под громогласное одобрение «народа Донбасса».

Деструктивизм Донбасса привел еще к одному явлению - разрушение социальной дифференциации. Уничтожение взаимосвязанных элементов упразднило социальные статусы и роли в обществе. Попытки некоторых «диванных» социологов объяснить происходящее на Донбассе низким интеллектуальным и образовательным уровнем являются неправильными с самого начала. Хотя бы те факты, что выпускники школ Донбасса, на протяжении нескольких лет, показывают высокие результаты по Внешнему независимому тестированию в разрезе всей Украины и наличие машиностроительных предприятий с большим количеством инженеров, уже говорит в пользу нашего тезиса. Образованность проиграла подсознанию.

Механизм третий - автоматизирующий конформизм

Э. Фромм пишет: «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов... Индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием...». Человек пытается избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, становясь точно таким же, как и все другие.

Этот механизм особенно ярко проявился в выражение «услышать Донбасс». В едином порыве «голос Донбасса» стал для многих священной мантрой, которая превратилась в орудие защиты от «негативной свободы». Референдумы за независимость стали следствием этой фроммовской «стадности». Задавая людям вопрос: «что даст, вам, референдум?», - зачастую мы слышали ответ: «нужно что-то менять», - не вдаваясь в подробности того, что конкретно необходимо изменить. Еще одним подтверждением тезиса о конформизме следует считать выборы президента 25 мая. Большая часть вчерашних «сепаратистов» пришла на избирательные участки и, обнаружив там закрытые двери, оказалась в полной растерянности.

Стадия автоматизации продолжается на Донбассе до настоящего времени уже в освобожденных районах. Единственное что изменилось, так это «мифы». Место «мифов Майдана» заняли «мифы Освободителей» - «пьяные нацгвардейцы», «крематорий (!) Краматорского аэродрома», «изнасилованная армией женщина», «...у всех будут проверять знание гимна Украины...» и т.п.

С нашей точки зрения, именно конформизм является наиболее «гибельным» для Донбасса, чем стадия разрушительности. Мы попытаемся аргументировать этот тезис в выводах статьи.

«Финишная» прямая

Многие политологи и социологи уже успели окрестить происходящее на востоке Украины «Смертью Донбасса». В целом мы согласны с такой трактовкой проблемы. Но мы остановимся на трех основных следствиях, которые могут определить точку невозврата запущенных процессов.

Следствие первое - резкое увеличение сердечно-сосудистых заболеваний с понижением среднего возраста до 35-50 лет. С нашей точки зрения, причиной этому не являются пережитые боевые действия в городах. Как раз конформизм стал детерминантом ССЗ. Сразу после освобождения населенных пунктов, людей начал охватывать страх перед возможностью возвращения «ополченцев». Примечателен тот факт, что более всего боится возвращения именно та часть населения, которая их поддерживала. Чувство некоего «предательства» в совокупности со страхом необратимости наказания является более разрушительным для нервной системы, чем минометные обстрелы городов.

Следствие второе - впервые за всю историю независимой Украины мы увидим диаметрально противоположные результаты парламентских выборов внутри Донбасса. Зонально мы можем разделить регион на три части:

1. Север Донецкой области - победа на выборах «старых» элит с новыми лицами, как по мажоритарным округам, так и по партийным спискам.

2. Запад Донецкой и север Луганской областей - более всего вероятна победа пропрезидентской партии.

3. Юг Донецкой области - победа премьерской партии.

Следствие третье - теоретическая возможность изменения административно-территориального устройства Донецкой и Луганской областей. Если ситуация будет развиваться согласно Минского меморандума и закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», велика вероятность «временного» переподчинения подконтрольных Киеву территорий.

В целом, изменения на Донбассе будут носить необратимый характер, как в масштабах человеческого сознания, так и в масштабах ментальности «новой» украинской нации. Донбасс уже готов к изменениям, а вот готова ли вся Украина к ним, это вопрос...

Послесловие. Мысли «стоящего на месте».

Начиная писать этот материал, я долго не мог выбрать формат. Попытаюсь объяснить почему.

Каждый год, преподавая своим ученикам тему тоталитарных обществ, я всегда использовал, как пример, книгу Фромма. Пытаясь объяснить сущность тоталитаризма, я, на ярких примерах, с доводами рассказывал им, как люди могут отказаться от вполне обыденных ценностей. Давал задание читать антиутопии, чтобы на конкретных моделях они могли сами разобраться в этих механизмах. Я никогда не мог представить, что все это может произойти со мной. И место преподавателя истории занял простой человек, со своими страхами, обидами и разочарованиями.

Человек, который родился и вырос на Донбассе. Человек, относящийся к «меньшинству» - той категории людей, которая всегда была в оппозиции к политической культуре Востока Украины. Моя позиция может быть обозначена как «украинский патриот», «национально сознательное население» или, в сегодняшней трактовке, «укроп». Проще говоря: «Тяжело быть патриотом на Донбассе». Я не хочу сказать, что в этом плане что-то изменилось. Но, все-таки, мой прежний «донбасский нонконформизм» умер с первыми выстрелами в Славянске и Краматорске в апреле 2014 г.

В психологии есть пять стадий принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Если Донбасс рассматривать как социокультурный организм, то формально он уже мертв. Но остались люди. И каждый (!) житель Донбасса сейчас проходит эти пять стадий. С единственной разницей, что «Донбасс (украинского) патриота» уже умер, а «Донбасс сепаратиста» - на стадии торга.

Я не буду подробно описывать свои стадии. На мой взгляд, первые три являются однотипными. Отличие заключается только лишь в жизненных реалиях «патриота» и «сепаратиста» - «майдан» - «антимайдан», «колорады» - «бандеровцы», «скоро нас освободят» - «дойдем до Киева».

Но все меняется с депрессией. Между мной и моей четвертой стадией было всего лишь пятьсот метров. Наблюдая за тем, как рвутся снаряды «Урагана» над жилыми домами, я все быстрее приближал ее к себе. Первая мысль, которая посетила меня: «Неужели это сделала армия, которая должна меня освободить?» (во избежание домыслов и неоправданных выводов, я хочу заявить, что, во-первых неизвестно, кто стрелял и во-вторых, жертв среди населения не было; пострадали лишь дома и линии электропередач).

На место отчаяния пришел ужас того, что в первую очередь я думал лишь о том, как оправдать в своих глазах произошедшее событие. Мысль о возможных жертвах пришла со временем.

И наступило осознание бесповоротности происходящего. Донбасс умер во мне, а я в нем. Осталась лишь формализация происходящих событий. Эту формализацию я и попытался выразить в статье. Потому, что процесс бегства Донбасса, даже не от свободы, а от своей участи продолжается. И последствия этого мы не можем ни установить, ни осознать на данном этапе.

Единственное о чем можно сказать с уверенностью это то, что события 2014 года в Украине приведут к необратимым изменениям во всех сферах общественно-политической и экономической жизни в глобальном контексте.

hvylya.net
 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 1839
mod_vvisit_counter Учора 2709
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 7252
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 42792