Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 
Брама сайта arrow АДВЕЧНАЕ arrow Даследаванні arrow Сокрытое наследие Золотой Орды

Сокрытое наследие Золотой Орды Друк E-mail
29.05.2013 | 22:07 |
Сокрытое наследие Золотой ОрдыВадим ДЕРУЖИНСКИЙ, «Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

Иногда расследование исторических загадок приводит к поразительным открытиям.

В современной России многое является вовсе не «русским», а лишь наследием Золотой Орды, но кроме узких специалистов этого никто не знает. А иногда это наследие не могут распознать и специалисты.

Приведу лишь один яркий пример: греб двуглавый орел. В России принято считать, что его ввел Иван III при браке с Софьей Палеолог. Это не так, поскольку двуглавый орел ранее был гербом Золотой Орды, он еще за века до Ивана III чеканился на ордынских монетах. Немало образцов подобных монет (рис. 1 и 2) приведено в изданной в 2000 году книге В.П. Лебедева «Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)».

Напомню также, что многие российские историки из желания принизить татар сознательно именуют Орду «ханством» и ее правителей «ханами», хотя на самом деле Золотая Орда была царством и правили ею цари (потом Орда распалась на несколько царств). В 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Был у Золотой Орды и еще один герб, который «перекочевал» на знаменитую шапку царя Михаила Федоровича, на бухарские ордена, на герб российской области и гербы ее городов, и даже на герб и флаг Таджикистана, где об этом - что удивительно - не подозревают!  

Начнем мы наше расследование с небольшой заметки в журнале «Наука и жизнь»...

ОТ АСТРАХАНИ К БУХАРЕ

В №6 за 1987 г. журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья «Гербы городов Астраханской и Саратовской губерний». В ней рассказывалось:

«Впервые Астраханская эмблема - «волк в короне» появляется на государственной печати Ивана IV в 70-х гг. XVI в. ...Но одновременно известен и другой вариант Астраханского герба: корона и под ней сабля. Оттиск воеводской печати с таким рисунком историки также относят к XVI веку. Этот вариант эмблемы получил дальнейшее развитие и был использован при составлении герба Астраханской губернии.

О происхождении символики Астраханского герба существует интересная гипотеза историка А.В. Арциховского. На основании детального сравнения целого ряда изображений астраханского герба на памятниках XVI-XVII веков с эмблемой на так называемой «Бухарской звезде» - ордене, употреблявшемся бухарскими эмирами, ученый делает вывод, что все они имеют один прототип - какую-то местную тюркскую тамгу, различно осмысленную русскими астраханскими воеводами и бухарскими эмирами. Причем первые видят тут корону и саблю, а вторые - орнаментальный мотив.

Верхний элемент рисунка на звезде Арциховский отождествляет с короной, а нижний элемент - с саблей. Возникает вопрос: при чем здесь бухарские эмиры? Дело в том, что потомки астраханских ханов основали династию в Бухаре, правившую с 1597 по 1737 год, и вполне могли сохранить древнюю эмблему своих предков».

Итак, вот герб Астрахани (рис. 3) и герб Астраханской области (рис. 4). Бросается в глаза трилистник как главный элемент короны, а еще более этот трилистник подчеркнут на гербах XVI-XVII веков, что явно напоминает эмблему на «Бухарской звезде» (рис. 5, бухарская эмблема внизу справа).

История создания орденов Бухарского Эмирата начинается в 1868 г., когда был подписан мирный договор, согласно которому Бухара становилась русским протекторатом. При правлении бухарского эмира Музаффара из узбекского рода мангыт в Бухарском эмирате появились первые награды. В 1881 году он учредил орден Благородной Бухары, который имел только звезду. В литературе орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как «звезда» (иногда как «орден Восходящей звезды Бухары»). На ордене была надпись арабской вязью («Награда столицы Благородной Бухары») и датой начала правления эмира. Новая награда была присуждена императору России Александру II, а позже Николаю II.

В центре этого ордена (рис. 6 и 7) какой-то сакральный символ (тамга), который, судя по всему, бухарские эмиры действительно привезли из Астрахани. В принципе, история подтверждает гипотезу историка А.В. Арциховского.

1230 г. - Появление в Прикаспийских степях монгольских отрядов Бату-хана (Батыя).

1242-1243 гг. - Основание Бату-ханом на Нижней Волге Орды.

XIV в. - Распад Золотой Орды и образование Астраханского царства с центром в городе Астрахань (Аштрахан, Аджитархан).

1553 г. - Астраханский царь Абдурахман заключил договор о дружбе с московским князем Иваном IV (Грозным).

1554 г. - Астраханский царь Ямгурчей заключил союз с Турцией и Крымом.

1554 г. - Вероломная оккупация Астраханского царства войсками Ивана Грозного.

1554 г. - На престол посажен царевич Дербыш-Али.

1555 г. - Попытк  Дербыш-Али освободиться от вассальной зависимости от Москвы.

1556 г. - Захват отрядом атамана Л. Филимонова приграничного участка Астрахани -Переволока.

1556 г - Насильственное присоединение Астраханского царства к Великому княжеству Московскому.

1556 г. - Бегство последних астраханских царей в Бухару.

1557 г. - Титул астраханского царя стал использоваться московским князем Иваном Грозным.

И еще существенная деталь: Астрахань стала региональным центром (столицей Астраханского царства, а потом под Россией столицей губернии) только в период феодальной раздробленности в Орде. А до этого главным городом и этого региона, и всей территории нынешней России и прочих земель был другой местный населенный пункт - город ЦАРЕВ. Он был основан около 1260 года как столица Золотой Орды и носил название Сарай-Берке. В российской империи герб утвержден 20 июня 1846 года. В червленом поле золотая с семью зубцами стена и над нею золотой же крест, поставленный на луне (рис. 8).

Вполне логично предположить, что символ, искаженный на нынешнем гербе Астраханской области и сохранившийся на бухарском ордене, - это и есть танга Сарая-Берке (возможно, Батыя), которая потом перешла к Астраханскому царству. То есть символ означает Золотую Орду, а не конкретно земли Астрахани. Потому и ценен.

Во всяком случае, этот символ, похожий на трилистник, фигурирует и на короне, венчающей змея на Гербе Казани, столице Казанской Орды (рис. 9) - "Змий черный под короною золотью, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Он же и на короне московских самодержцев. Историк О.И. Закутнов писал в очерке «История астраханской геральдики»:

«Корона «Астраханского царства», или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха и получила название «Астраханская». Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом».

Уточню, что и «венец Мономаха» - это тоже ордынская «корона». Ее в 1339 году за предательство Руси подарил своему рабу московскому Ивану Калите ордынский царь Узбек (он, кстати, и стал вводить в Орде ислам, до этого Орда была православной). К Мономаху эта тюбетейка никакого отношения не имеет.

Что же касается «Астраханской шапки» Михаила Федоровича (рис. 10), которая изображается и на нынешнем гербе Астраханской области, то она потому столь почиталась московскими правителями и считалась главной, что являлась фактически КОРОНОЙ ЦАРЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Она через Астраханское царство попала к московитам от самого Батыя и его столицы Золотой Орды Сарая-Берке (ныне города Царева). То, что искусствоведы называют на ней «тремя треугольными вогнутыми золотыми досками, украшенными финифтью и драгоценными камнями», - это и есть изображение тамги Золотой Орды, которое было потом гербом Астраханского царства, а затем стало гербом бежавших оттуда ордынских царей, ставших бухарскими эмирами, а затем попало и на бухарский орден. Это один и тот же символ.

Что он означает, уже неясно. Арциховский так и не смог ответить на этот вопрос. Тамга - родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. Известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов. Тамгой метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах. Вот, к примеру, древнетюркские тамги (рис. 11).

В России - разумеется - предпочитают «замять» эту тему. Почему Михаил Федорович посчитал «Астраханскую шапку» самым престижным головным убором для себя как царя Орды-России - не задается вопросом ни один историк. Ибо получается абсурд: пишут в книжках про какое-то «ордынское иго», а сами правители Москвы носят сугубо ордынские «короны»: то несколько их поколений носило тюбетейку царя Узбека (от позора именуемую «шапкой Мономаха»), то потом она сменилась на «Астраханскую шапку» - как нечто «более значимое». Мол, царственное. Ибо от царей Орды. Так вот от этих царей Орды и есть вся Россия (которая и есть Новая Единая Орда) - а вовсе не от Киевской Руси.

ТАМГА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ - ГЕРБ ТАДЖИКИСТАНА

Интересно, что и бежавшие в Бухару астраханские цари оставили этому региону свой сакральный символ столицы Золотой Орды Сарая-Берке - но и там, как и в России, значение символа давно забыто.

Некая таджичка Шукуфа на местном сайте подняла тему: «Стране нужны новые символы!» Она пишет:

«Может кому-то это и покажется не совсем патриотичным, но вот не трогают меня наши государственные символы, не цепляют. В чем значение таких символов, как флаг, герб, гимн, памятники и так далее? Мне кажется, что основное предназначение этих символов - объединять народ каждой страны, укреплять патриотизм и мотивировать людей на какие-то поступки во благо своего государства и нации. Еще одно важное предназначение символов - как можно лучше представлять, символизировать страну и нацию за рубежом.

Мне кажется, что те символы, которые мы сегодня имеем, не справляются с вышеназванной ролью. Эти символы очень слабы, в чем-то тривиальны и неоригинальны. В них нет, на мой взгляд, никакой четко выраженной смысловой наполненности. Это просто картинки, которые никого ни в чем не убеждают и в большинстве случаев ничего не значат».

Забавно это читать: ведь «проблема» только в том, что человек не знает СОДЕРЖАНИЯ символа. Точно так у нас многие беларусы тоже не знали (а иные и сейчас не знают) содержания герба «Погоня», считают его или «фашистским», или летувисским, когда он на самом деле сугубо православный и сугубо беларуский.

Шукуфа пишет: «Вот так выглядит наш флаг (рис. 12). Этот флаг проблематичен по нескольким причинам. Во-первых, существует множество различных версий относительно значения его цветов и количества звезд. Наличие такого огромного количества интерпретаций привело к тому, что многие из нас до сих пор не могут понять, что же именно означают флаг, корона и звезды. Символ, который должен пониматься всеми сразу и одинаково, вместо этого вызывает неразбериху. Я как-то присутствовала на заседании одного комитета Маджлиси Намояндагон, где депутаты (!) спорили относительно значений цветов флага. Что уж тут говорить о нас, простых смертных?»

Что означают звезды - и я не знаю, но вот «корона» - это и есть тамга с бухарского ордена, она же тамга Золотой Орды.

Шукуфа: «С нашим гербом те же самые проблемы (рис. 13). В нем слишком много элементов, которые несут много разных смысловых нагрузок. Это как салат, в который попытались запихать слишком много различных ингредиентов. На такой салат приятно смотреть, но кушать его не особо приятно. Интересно, что в 1992-1993 годах у нашей республики был и такой герб (рис. 14). Он выглядел намного более презентабельно, чем нынешняя версия».

На обоих гербах тот же символ - та же тамга, значения которой жительница Таджикистана не знает. В этом плане я солидарен ней, потому что ситуация вообще парадоксальная. Вот что сообщает «Википедия»:

«По мнению исследователя В. Сапрыкова [Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» №10, 1993. стр. 49-51], «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики - Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности - это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж" в переводе означает „венец". В более широком смысле понятие „таджики" может трактоваться как „халки тодждор", то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

Как говорится, маразм крепчал...

«Википедия»: «Исследователь М. Ревнивцев [Ревнивцев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан. Флаги Таджикистана. VEXILLOGRAPHIA] в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX-X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников - три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников».

Это вообще торжество маразма. «Википедия» предлагает только эти две версии. О том, что «корона» является на самом деле символом с «ордена Восходящей звезды Бухары» 1881 года, «Википедия» не знает. И, естественно, не знает о гипотезе историка А.В. Арциховского, как эта тамга Астраханского царства стала символом бухарских эмиров.

При этом версии Сапрыкова и Ревнивцева представляются просто смехотворными.

СЕРП ПОД КРЕСТОМ

Итак, подведем некий промежуточный итог. Таджиков оставим в стороне (пусть сами решают, им, может быть, кажется не приемлемым происхождение герба страны от Золотой Орды) и вернемся к исследованиям Арциховского. В 1946 году он обосновал на постепенной эволюции герба Астрахани свое предположение, что «восточная кривая сабля» - это изначально лунный серп. Обоснованное предположение считается гипотезой. Но полагаю, что эта гипотеза стала уже теорией, так как подтверждается и многими другими фактами.

Снова взглянем на герб столицы Золотой Орды - города Царев, он же Сарай-Берке (рис. 8). Верхняя часть герба - согласно Арциховскому - это искаженная тамга (корона) с серпом луны под ней. При этом на наиболее приближенном к источнику изображении знака (рис. 5 справа внизу) под верхней частью трилистника перекладина. И не кажется ли в таком случае «тавтологией» крест с серпом, изображенный в нижней части герба Царева?

И вот тут уже я попробую предложить свою гипотезу. Что такое вообще крест с серпом? Это же и есть стилизованный тот же самый трилистник этой тамги с луной под ним!

Как упрощенно нарисовать этот символ, не вырисовывая три лепестка (у боковых в стороны ответвления, у центрального перекладина, они стоят на полукруглом основании, под ним серп)? Упрощенный вариант такой: три лепестка изобразить черточками, в основании дуга. Но это и есть второй символ на двойном гербе Царева, столицы Золотой Орды. Получается: нижний символ идентичен верхнему.

К сожалению, сегодня никто не знает, почему и как крест с серпом стал в 1846 году гербом именно бывшей столицы Золотой Орды. Это пока «белое пятно» в истории. Но помимо связи с тамгой-трилистником есть и иные факты, которые дополняют картину.

Крест с серпом внизу и солнцем посередине был общим религиозным символом во времена до раскола христианства, в результате которого отделились приверженцы ислама. Этот раскол реально был закреплен только в XI веке, а вот в Азии была особая несторианская вера, обожествляющая власть. Она наполовину христианская, наполовину мусульманская. Эту веру исповедовали Чингизиды, в том числе сын Батыя Сартак, кровно породненный с Александром Невским. Тогда, очевидно, и Москва переняла ордынское православие (в дальнейшем именно по этой причине Москва 140 лет была автокефальной церковью - что рекорд для христианства, ее не признавала и так и не признала до своего падения Византия, которая признавала только Русскую православную церковь Киева, Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода).

Когда изначально православный царь Орды Узбек (его православного с рождения имени источники не сохранили) из-за политических интриг ввел в Орде ислам в начале XIV века, в Московию, как писал Лев Гумилев, сбежали десятки представителей Чингизидов со своим многочисленным окружением, не пожелавших отказываться от православного несторианства. Тогда Москва стала наполовину населена этими «высокими мигрантами», чем и обрела особой статус в Орде.

Этим мигрантам-чингизидам и их татарам, бежавшим из Сарая-Берке в Москву, надо было где-то молиться. Вот и возводятся в Московском кремле и в окрестностях для них церкви, где возвышается крест с полумесяцем - то ли стилизованный трилистник тамги Сарая-Берке, то ли символ несторианской веры, объединяющей христианство и ислам. Что мы до сих пор видим в Московском кремле (рис. 15, 16, 17, 18).

При этом в автокефальной религии Московии (не признаваемой в качестве христианской общины Византией 140 лет!) до второй половины XVI века вообще не понимали отличий христианства от ислама, равно почитали Библию (не переведенную на русский язык) и Коран. Историки - исходя из нынешних концепций - с удивлением констатируют, что во времена владычества Орды над Москвой и потом владычества уже Москвы над Ордой - между ними не было НИ ОДНОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА, даже спора. То есть ВЕРА БЫЛА ЕДИНА.

Получается, едина под знаком креста на серпе, под знаком тамги столицы Золотой Орды Сарая-Берке, он же Царев Архангельской области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ-ПАРАДОКСЫ

Удивляет во всей этой истории вот что.

Около 1260 года на большей части территории нынешнего СНГ осталось существовать только два формирующихся тогда великих государства. Это царство Золотая Орда со столицей в Цареве - тогда Сарай-Берке. И Великое княжество Литовское - со столицей в Новогрудке. Обе столицы были объявлены примерно в одно время. Потом многие века эти два геополитических монстра эпохи - ВКЛ и Орда - боролись друг с другом, ибо являлись соседями - других стран между ними не было.

Но как похожи историко-идеологические мифы России и Беларуси! Не зеркально, а скорее антизеркально. В России отказываются признавать столицей страны в тот период Царев (Сарай-Берке). Дескать, все равно всегда столицей Орды-России была Москва. Даже в период «ордынского ига».

Аналогично в Беларуси идеологи хотят «забыть», что первой столицей «враждебной Московии-Орде» Литвы был Новогрудок. Куда этот факт деть из нашей истории? Извиняться в теме «интеграции» за это перед Сараем-Берке - столицей России в то время? Мол, простите, что тоже Ордой-Россией еще тогда не стали.

История наших прадедов не «виновата» в том, что не соответствует неким нынешним модным и абсолютно ошибочным воззрениям на то, как «там было», рисуемым только из нынешних реалий дня. «Как бы нам сегодня хотелось видеть свою историю» - это одно. А какой история была на самом деле - это совсем иное.

И выплывет неизбежно, как в известной всем пословице все равно вылезает шило из мешка...

Аналитическая газета "Секретные исследования"

 

 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 2399
mod_vvisit_counter Учора 2071
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 9590
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 32021