Реклама в Интернет     "Все Кулички"
  Мы – нацыя!
 
 

Альберт Налчаджян: «Вглядись в себя через призму народа…» (обновленная версия) Друк E-mail
07.11.2009 | 19:12 |
Альберт Налчаджян
Альберт Налчаджян
Радня, род, народ... Нябачнымі, але ж і трывалымі ніцямі  ўсё  тут знітаванае. У вяках, у стагоддзях!..

Толькі  што ж гэта за з'ява, што за явішча? Што за п'еса такая, у якой кожны з нас адыгрывае сваю адметную ролю? Альбо не настолькі ўжо і адметную?.. Разгадаць, спасцігнуць таямніцы народа, яго своеасаблівага малюнку душы і паводзін,  хараства  і дынамікі развіцця, моцы,   поспехаў, як  і няўдач дадзена не кожнаму. Адно гэтым займаюцца рэдкія спецыялісты - этнапсіхолагі, а яшчэ філосафы, сацыёлагі... Да іх ліку належыць і мой сябра Альберт Налчаджян.  Лічу за асабістую ўдачу свае сустрэчы і гутаркі з ім. Нядаўна я пабываў у яго ў гасцях, у Ерэване, а жыве ён у кватэры з відам на гару Арарат, якая з'яўляецца  гістарычным сімвалам Арменіі. Гэта ж кожнаму прыстойнаму армяніну, як я пераканаўся яшчэ трохі раней, грэе душу і сэрца - сцінае сэрца і душу гэты краявід.

Мінула больш за чвэртку стагоддзя, калі ў нарысе "Вочы Найры" я расказаў сваім чытачам пра Арменію - пра феномен Арменіі. У тым творы   мне спадобілася адлюстраваць гісторыю, раскрыць жыццё і, спадзяюся,  душу армянскага народа. Потым ужо цягам паўтара дзесятка гадоў я вывучаў падзеі і характары,   лёсы і лёсы, што гартаваліся альбо, наадварот, ламаліся ў  крупарушцы гістарычных падзей на роднай зямлі; напісаў эпічны твор "Пакутны век" пра беларусаў. Згадваю цяпер пра гэта, каб патлумачыць, чаму я так высока цаню  тое, чым займаецца псіхолаг Альберт Налчаджян. Толькі ж мая гутарка з ім, на якую прапаную чытачам звярнуць увагу ніжэй,  носіць зусім не прыватны характар.

Васіль Якавенка

Лейтматыў: "Спадчына". Андрэй Плясанаў, кіраўнік гурта "ПЛАН", кампазітар, спявак.    >>>

 

- Альберт Агабекович, многие со школьной скамьи знают, как из отдельных племен возникали народы. Гораздо менее исследован дальнейший переходный процесс - от народа к нации. Как вам видится динамика этого перевоплощения?

- К исследованию сути вопроса можно подойти с конца. Что такое нация? Какими признаками должна обладать общность людей для того, чтобы мы могли назвать ее нацией?

Так вот эта общность должна иметь свою своеобразную культуру, иметь свой язык, и, чем более развитый, с большими потенциальными возможностями, тем лучше. Нация должна иметь свой сектор культуры, который создается с помощью этого языка. В целом это большой-пребольшой, если не знаковый, признак. Нация должна обладать этническим самосознанием.

Члены этнической общности как минимум должны осознать, что они принадлежат к этой общности и вне ее теряют часть своей человеческой идентичности. То есть, Я есть Я, потому что Я - армянин. Вы имеете способности, различные человеческие качества не только потому, что Вы есть Вы, но и потому, что Вы являетесь белорусом, то есть в состав Я или Я-концепции каждого человека входит также и этническая Я-концепция. Это часть существования личности, и это определенный признак того, что на вашей земле существует нация. Конечно, важным признаком является общая территория и государство - то есть система органов, которая управляет жизнедеятельностью общности.

У народности или народа не все эти признаки могут существовать, но, чтобы этногенез имел место, они должны создаваться. Значит, если перед вами общность, которая не имеет всех этих признаков, вы как конкретный представитель этой общности можете поставить перед собой задачу развивать у людей, у своих соотечественников, все эти недостающие качества, и это есть процесс нациогенеза. Почему принято считать, что интеллигенция играет важную роль в создании нации? В этнологии есть даже такое направление - конструктивизм. В нем есть ошибочные положения и порой звучат утверждения, что интеллигенция искусственно создает нацию. Истина в том, что интеллигенция как сознательная часть общности берет в свои руки эти этнические процессы, ускоряет и направляет их к определенной цели и действительно способствует созданию нации. Но если бы таких пройденных или промежуточных этапов не существовало, то интеллигент ничего не мог бы сделать.

Переход от уровня народа на уровень нации означает развитие и усиление самосознания, развитие языка и всех аспектов культуры народа, создание государственных органов, которые своей властью покрывают всю общую территорию и все подгруппы народа - тогда и завершается подобный переход.

- Понимаю... Хоть может показаться странным: мы в Беларуси - в массе своей - этих положений еще не усвоили. В силу различных причин.

- Если подойти к этногенезу принципиально - сегодня в мире мало завершенных наций, и процесс их «созревания» может быть очень длительным. Он продолжается сегодня и в Армении, и в Беларуси, России... В Европе - тоже, хоть и принято считать, что нациогенез там со средних веков уже обрел свои формы.

- Мне припоминаются труды Гумилёва. В своих книгах он рассматривает саму динамику этногенеза, выделяет в развитии наций периоды подъема и падения, им определяется - как замечательное явление - пассионарность этносов... Вы поддерживаете его теорию?

- Конечно, я ориентируюсь на труды Гумилёва. Этногенез начинается, когда в сообществе, в этносе появляются энергичные, одаренные, активные личности. По Гумилёву, они - не что иное, как пассионарии. Они предлагают новые идеи, ставят перед народом новые цели, ведут народ за собой, и народ поднимается к новым культурным вершинам. Все это требует психологического подхода. Народ большой, но в нем нет выдающихся личностей - этногенез затухает. Нередко этому способствует бюрократизм, повязывающий инициативу. Тогда народ попадает под влияние других народов, у которых более сильные лидеры. Есть также народы, которые сознательно уничтожают своих выдающихся лидеров. Не любят талантливых людей, убивают, преследуют. Это явление этнологи наблюдали у отсталых народов Индонезии... В России - пример Пушкина, Лермонтова и других. Одна из трагических страниц Армении состоит в том, что талантливых людей, как Месроп Маштоц, Григор Хоренаци, Давид Анахт и другие, преследовали свои же сородичи, не давали творить свободно, спонтанно, в полную меру сил. Но ведь, когда человек обладает волей, он все равно творит, не обращая внимания на препятствия и помехи. Правда, не каждый так может.

- У белорусов есть поговорка: «Бі свайго, каб чужыя баяліся!» Вы затронули очень волнующую для нас тему - это пренебрежение к своему духовному опыту, измена национальным традициям, культуре. Такое безобразие началось у литвинов (автоавтоним наших белорусов), пожалуй, с высшего сословия - шляхты, пошедшей на поводу у польских властей. Потом стремление подминать национальные культуры стало политикой советских властей... И на них не кончилось. Сегодня в суверенном и как бы образцовом, согласно официальной версии, государстве - я говорю о Беларуси, - можно найти немало ярких примеров измены народу и Конституции. Особенно усердствуют силовики, милиционеры, омоновцы. Последние не редко экипируются под огромных черных пауков. Навьюченные выбегают и, полные желчи, гоняются за молодыми патриотически настроенными людьми, лупят их дубинками, ловят в свои сети - преимущественно тех, кто разговаривает на родном языке. По иронии случая усердствуют как раз те, кому на роду написано быть рыцарями и охранять достоинство, своё и чужое. Ужас, как они «способствуют» процессу нациогенеза в державе!.. Грустно... Однако мы отошли от Гумилёва.

- Должен признаться: мне трудно согласиться с представлением Гумилёва, когда он устанавливает рамки цикличности и считает, что 1500 лет - полная фаза развития, после чего начинается спад. Изучая историю разных народов, видишь, что подобная абсолютизация возможна лишь в том случае, когда народ развивается спокойно и проходит через все этапы развития. Но редко такое бывает, чтобы соседи позволили народу распоряжаться собой. Если взять Армению, то сколько раз турки мешали армянам нормально жить и развиваться, завершить нациогенез честь по чести! Возможно, у вас, в Беларуси, во времена дедов было иное?

- Отнюдь! Когда на наших землях образовалось Великое Княжество Литовское, все шло на подъем, и культура была не ниже, чем в Европе. Однако мы терпели от нашествий и войн с востока, со стороны Московии. Чтобы выстоять от накатов, объединились с Польшей в Речь Поспалитую, сохранивши свою Конституцию. Это дало нам свои плюсы и минусы. Минусы в том, что мы, православные, по сути, не ушлив Польше от окатоличивания и полонизации; плюсы... противу Московии был образован все же сдерживающий ее кулак. Затем, в конце XVIII века, - Россия, Австрия, Германия, объединившись, разодрали и поделили польскую корону. В итоге нам выпала колониальная зависимость от России. Процесс этногенеза прерывалтся. Он и в дальнейшем затормаживался, ломался. Теперь... я правильно вас понимаю? - при более благоприятных условиях этногенез может опять восстанавливаться и развиваться?

- Безусловно! Если только после вынужденной депрессии (в следствие этноцида) сохранился потенциал. Термином этноцид определяется процесс деэтнизации. Разумеется, без этого не обошлось также и у вас! А вот был ли геноцид, то есть физическое уничтожение части или всего населения? Для белорусов должно быть виднее.

- Поясню. Все ХIХ столетие на белорусских землях, бесспорно, был, этноцид. Ничем не прикрытый, осознанный и свирепый. Царская Россияв 1840 году запретила литвинам литвинами зваться. Переименовали народ (нас не спросив) в белорусов. Для большей ясности: раньше, в глубокой древности, этот антоним как бы существовал, но только применительно к жителям Витебска и Полотчины. Alba Russia - по легенде, этак звали жителей Полоцкого княжества в западном мире. Но это же отнюдь не означает, что сами люди, вышедшие из племени кривичей, себя так именовали. Так вот дали нам всем это новое имя - белорусы, а через пару десятков лет и его отняли - запретили уже и белорусами зваться, увы! Не признавали наш белорусский язык. Впрочем, и физические расправы были, особенно, когда народ восстал в 1863 году против царского режима. Было... Да ладно, со вздохом вам говорю. Было да сплыло, осталось в истории. Возрождение этноса началось к концу ХIХ - в ХХ столетиях. Особенно, когда ослабла царская Россия вследствие революций и войн. Стремление народа к возрождению страны вскоре дало нам Белорусскую Народную Республику (БНР), а затем советскую - БССР. Однако не долгой тогда была наша радость! С тридцатых годов и даже раньше пошел уже откат возрождения, нациогенеза, как вы говорите, по известным всему миру причинам. Разгоралась кровавая война большевиков с народом, названная при Ленине красным террором. И вот в тридцатых, политых кровью годах, были уничтожены не только миллионы экземпляров книг наших лучших писателей, - срезали под корень всю интеллигенцию, элиту нации, впрочем, не только ее - уничтожались в массовом порядке лучшие, как теперь это видится, представители народа - в деревне, по хуторам. В числе невинных жертв был, кстати, и отец моей матери - мой дед Василь.

- Да-да, это же и мне знакомо, это уже, конечно, не только этноцид в культуре...

- Теперь, Альберт Агабекович, хотелось бы иметь ваше, представление о будущности наций в нашем расшатанном мире. Долго ли нации будут крепиться, мадеть? Добавлю, что согласно декларации ЮНЕСКО, разнообразие национальных языков и национальных культур есть непременное условие развития и прогресса.

- Предвидеть будущее трудно - в мире происходят противоречивые процессы. С одной стороны, появляются национальные государства и проявляются в них национализм, этноцентризм... Этноцентризм, кстати, это представление человека о своей нациии как чем-то главном. Скажем, своя национальная культура имеет безусловные достоинства и в каком-то отношении лучше других культур. Что ж, это реальность, эту позицию нужно уважать. Если я хочу принадлежать своему народу, я должен хоть в какой-то мере быть этноцентристом. Но только в случае, когда этноцентризм доходит до уровня дикого национализма, когда человек вообще отрицает чужое, это уже болезнь, это опасная вещь. Подобные явления были у немцев, турок...

- Не только у них.

- Известно, к чему они привели. Все это надо учитывать... С другой стороны - в мире ширится глобализация и интернационализация жизни. И, если попытаться сделать правильный прогноз на будущее, мы должны учесть хотя бы следующее. Этносы и расы возникли по законам природы. Этносы или предэтносы уже существовали в далеком прошлом - 15 - 20 тысяч лет назад, когда появился на земном шаре человек современного типа - гомосапиенс. Этот человек попервоначалу еще не осознавал всей динамики жизни, этногенеза, не понимал, как все это происходит, и не мог вмешиваться в ход событий. Повторяю, этногенез - естественный процесс, и параллельно могут протекать ассимиляция, деассимиляция населения - эти явления наблюдаются во всем мире. О чем приходится сожалеть?.. Когда человек вмешивается в естественные процессы, мы подчас имеем искусственные, а иногда и трагические последствия. Вот смотрите: по данным этнологии, к началу нашего летоисчисления - дата рожденья Иисуса Христа - на земном шаре существовало более 20 тысяч этносов. Сейчас их лишь около 2 тысяч. Этническая история мира ­- это неуклонное истребление этносов. Истребление в процессах деэтнизации, ассимиляция при формировании более крупных сообществ, и даже их физическое истребление. Это тоже естественный процесс, не очень управляемый, надо сказать, хоть на уровне государств кое-какие меры все же принимаются.

Теперь о будущем человечества. Я думаю, логика вещей не будет отвергнута и, чтобы не укоротить себе жизнь, человечество будет жить отдельными нациями. Нация останется единицей человеческой общности. Конечно внутри наций есть подэтносы, а вне - суперэтносы, скажем, суперэтнос славянских народов, куда входят восточные славяне, южные славяне и другие. Я думаю, что они будут существовать. Суперэтнос даже может укрепляться, исходя из каких-либо целей и намерений своих народов.

Значит... Сообразуясь с законами природы, скажу: тот, кто говорит, что нация - устаревшее понятие и что она не нужна, дескать, лучше стать космополитами и прочее, тот, на мой взгляд, сильно ошибается. Важно не пренебрегать природными этническими процессами.

- Спасибо за устраивающий меня ответ. Теперь возьмём, к примеру, этнос и личность. Каким образом этническая культура и ментальность народа формируют личностные качества? И становится ли иным психологическое состояние отдельно взятого человека, если он отрывается от национальной культуры - то ли по собственной, то ли или не по собственной воле входит в иную этническую среду?..

- Изложу принятую точку зрения. Каждый человек, индивид, рождаясь, формируется под влиянием культуры окружающей его среды, а это и язык и обряды, привычки, художественная литература, философия, школа... Он превращается в личность именно под воздействием этой культурной среды. Поэтому мы говорим об этнической социализации человека. Если вы лишаете человека своей родной этнической культуры, он, возможно, будет унаследовать лишь расовые черты, которые присущи его народу, потому что одной из составляющих этничности является и расовая принадлежность. Правда, чистые расы редко встречаются. Так вот, если лишить человека этнической культуры, остаются лишь антропологические черты. Этого недостаточно для того, чтобы личность стала тем или иным человеком. Когда вы лишаете человека своей национальной культуры и даете ему другую культуру, человек в значительной мере будет уже иной личностью.

- А как же с ментальностью?

- Родился ребенок в семье армянина, но только в России. Ходит в русскую школу, учится стереотипам поведения русских. Допустим такой случай, когда никаких связей со своим народом он не имеет. Он будет русским человеком, и ему трудно будет адаптироваться, найти полное взаимопонимание с этничной армянской средой. Когда народы общаются беспредельно и много, и общие черты в культуре формируются, это хорошо, но все-таки эта взаимная адаптация должна иметь границы. Почему? Любой этнос со своей культурой - это ценность, которая возникла в ходе развития человечества. Зачем ее уничтожать? Вглядись в себя через призму народа, пойми его и себя, обеспечь свою будущность! Зачем взаимодействовать, теряя лицо свое? Пускай процветает этот народ. Знаете, когда народ мыслит на своем родном языке, он оказывается более живым, предприимчивым, более творческим, чем когда он мыслит на языке другого народа. Тем более, когда второй язык он изучил позже, уже зная свой родной язык. Значит, родной язык как-то органично соединен с психикой человека, язык становится частью сущности человека, и на этом языке чувства, мысли, переживания передаются самым спонтанным образом.

- Белорусам на протяжении двух, по крайней мере, столетий «старшие братья», то ли с одной, то ли с другой стороны прививали комплекс неполноценности, отвергали и запрещали язык, меняли имя народу, как я уже говорил. Отсюда вытекает вопрос: должно ли было все это отразиться на психическом состоянии белорусов? И если да - то каким образом?

- Влияние неотвратимо! Все такие процессы отражаются на психике, психическом складе народа, даже одно изменение имени - этнонима. Народ имеет ясное, четкое этническое самосознание, когда называет себя так, как называл себя искони, то есть традиционно. Автоэтноним непосредственно относится к самосознанию. У армян есть название армяне, но мы называем себя хайки, что связано с нашим древнейшим прародителем Хайком. А вот армянами нас называют иные, сторонние, и даже это может оказывать на этнос влияние. Если я разговариваю с кем-то из армян, я не говорю: я армянин, нет, я хайк. Это мой и наш автоэтноним. И это связано с самосознанием. Более того, когда определенный этнос попадает под власть другого, господствующего этноса, господствующий этнос создает целую систему отрицательных стереотипов об этом народе. Замечательный трудолюбивый народ, когда попадает под власть насильника, становится и слабым, раболепным, и бездарным, тупым. Но что здесь трагично? Когда подчинение этого народа длится долго, то подчиненный народ начинает смотреть на себя глазами господствующего этноса. Он сам себя унижает теми же навязанными стереотипами. Это самое страшное! И отсюда формируется комплекс неполноценности. Проявляется он даже в науке, литературе. Скажем, белорус делает крупное открытие, создает замечательную вещь. Окружающие белорусы могут не поверить, что он действительно был способен на такое изобретение. А откуда ты взял это? У кого?.. Появляется неверие в свои силы. Поэтому оказаться под господством другого народа для самобытного этноса чрезвычайно неприятная вещь.

- И опять же непраздный вопрс: как меняется менталитет народа с отказом от родного языка и национальной культуры? Ведь можно услышать даже от образованных людей: какая разница, на каком языке я разговариваю?

- Разница большая! В общем и целом мы этот вопрос уже обсудили. Языки задают психическое и культурное содержание. Каждый язык индивидуален в этом отношении. Очень много теряет человек, когда отказывается от родного языка. И что здесь очень важно. Язык - это не просто техническое средство общения, язык - это характер мышления, структура мышления. Ведь язык, структурирует личность, и поэтому мировосприятие у разных народов различное, что идет и от языка. Языковеды ввели понятие лингвистической относительности. Почему? Замечено, что мир воспринимается разными народами по-разному, в частности, под влиянием различий языков. Язык - что-то вроде своей этнической призмы, через которую народ смотрит на явление. Даже эксперименты проведены. Женщина живет в Японии, но американка по происхождению. Ей предлагают тему: напиши о женской эмансипации, о женском движении. Когда она пишет об одном и том же на разных языках, она выражается по-разному и выражает различные установки. Культура в целом и язык влияют на ее мышление. Человек может даже не осознавать, что разные вещи говорит на разных языках об одном и том же предмете. Вот такое глубокое и тонкое влияние оказывает язык на психику человека. Так что лучше сохранять свой язык, но знать и другие языки.

- Вопрос, скажу вам, парадоксальный: можно ли воспитывать патриотов своей страны, отчизны на языке соседней державы и ее приоритетов?

- Знаете, лучше на своем языке. Другое дело, когда существовал Советский Союз, то понятие советский патриотизм был не пустым понятием. Действительно был такой патриотизм, и я, как помню себя, особенно в молодости, был советским патриотом. Одновременно был и армянским этничным патриотом. Так и у вас в Беларуси. Теперь кто-то может спросить: какой патриотизм преобладает? Конечно же, этнический, если человек не ассимилировался полностью, не стал космополитом, такие вещи тоже бывают.

- А можно ли связывать этническую психологию народа с его историей, с тем, что этот народ перенес, пережил? Можно ли сказать, что печальные события, социальные потрясения, катастрофы как, например, Чернобыльская, отразились на психологии целого этноса?

- Да, непременно, потрясения оставляют свой след в психике любого народа. Отражаются как победы, так и неудачи, поражения. Ведь психика народа, его менталитет, характер, способности, психический склад в общем виде развиваются динамично, они меняются в ходе истории. Победа приводит к развитию возвышенных чувств, национальной гордости. Переживаемая национальная гордость может стать чертой характера. С другой стороны, если у народа трагедии, много неудач, неуспехов, это уже оставляет иной след в характере - неверие в свои силы, комплекс неполноценности, общий страх, а в бытовом срезе может быть и попрошайничество. И даже культура претерпевает изменения, появляется склонность к скорбным песнопениям - например; ряд армянских писателей, начиная от древних, сочинили скорбь по родине. Сложилась традиция. Понимаете, с одной стороны это реалистично, у нас, армян, трагическая судьба, нас уничтожали, подавляли и так далее - культура должна отражать реальность, и это хорошо. Но когда скорбь углубляется и не проходит, культура принимает не очень здоровое направление развития, и это не так, как хотелось бы, влияет на характер народа.

Этноцид со стороны Османской империи оставил глубочайший след в культуре и в психике армян. Это - безусловно! Мы каждый день вспоминаем трагические события, мы каждый день что-то предлагаем, что-то требуем. Мы хотим справедливости. Мы пришли к выводу очень плохому для всех: в мире нет справедливости! Люди думают, что мир справедлив, и каждый получает по заслугам, но для армянина это не так, мир несправедлив ко мне, к моему народу, в мире нет справедливости. Но ведь когда человек не верит в существование справедливости, он ограничивает себя в возможностях и может не поставить перед собой крупные цели, которых при ином расположении духа мог бы достичь. Дескать, не оценят его труд...

К сожалению, все это приводит к определенной пассивности, а может привести и к обратной реакции - стремлению изменить мир. Среди армян есть люди, которые, не сумев решить свои внутренние мелкие проблемы, становятся гражданами мира, стремятся всуе изменить огромный мир. Так вот недавно нашлись деятели, заявляющие, что они готовы изменить психический склад турецкого народа, чтобы этот народ стал более справедливым, признал свою кровавую историю. Просто удивительно! Боже мой, да как вы можете изменить чужой народ, его менталитет и все, к чему он веками предрасположен? Когда он пользуется благами своих преступлений... Это же невозможно! Человек, который весь прогнулся, видя преступление, не может предупредить его, если сам не вовлечен...

- Когда я по крупицам собирал исторический материал для книг «Надлом», «Пакутны век», встречался с людьми, свидетелями минувших событий. В чем я убедился? В душах людей по сегодняшний день не сняты зажимы, и они ощущают страх, уклоняются, что-либо вспоминать и рассказывать, довериться стороннему, хоть с тридцатых-сороковых прошло столько лет!

Рабы пажадалі застацца рабамі
І ў рабстве сваім сілкавацца далей.

Эти горькие строчки о своем народе принадлежат Левону Эмилиту.И как бы в развитие этой же мысли у него звучит:

Народ, народжаны ў няволі,
Жадаць не будзе прагна волі.
А будзе моўчкі ўсё трываць
Ды хлеба лепшага чакаць.
 

К сожалению, это правда. Наше общество не обновилось в той мере, в коей оно должно бы обновиться с обретением своей страны, своего суверенитета. Страх не найти защиты от произвола и быть без вины наказанным, страх потерять работу и средства к существованию, страх за себя, детей и внуков остается в душах тотально и является тормозом в психике, побуждениях, в действиях населения...

- Психически и душевно здоровый и зрелый человек - это такой человек, который реалистично смотрит на мир, правильно оценивает опасности, преимущества, возможности и ставит перед собой вполне достижимые цели. Но если у меня сильная тревога и страх, я этого не могу делать. Когда человек все время переживает тревогу и страх, он уже не совсем здоровый человек. Надо помочь ему избавиться от этого тяжелого груза, а это можно сделать лишь путем преподнесения лучших достижений своего народа и пропаганды справедливости. Надо перевоспитывать людей, надо работать, чтобы преодолеть изменения в психике, которые произошли под грузом нелицеприятного прошлого.

- На мой взгляд, в политической, экономической, социальной, культурной жизни белорусов сегодня есть один нелицеприятный факт. Он обусловлен демографией. Коренное белорусское население с каждым годом все тает, уменьшается - в основном за счет слабой рождаемости и высокой смертности, а еще безоглядной миграции. Руководство страны посредством льгот поощряет рождение третьего ребенка и более. Но оно же нашло и другой, более «радикальный» способ, как поправить дела, публично приглашает в свои пределы россиян и представителей других народов, чья жизнь где-то там неустроенна. И приезжают от 30 до 40 - 50 тысяч человек ежегодно! Целый город приезжает! К удовлетворению наших правителей. А хорошо ли это?.. И то ли еще будет, когда в Беларуси приступят к строительству российской по сути атомной станции?.. Мне, белорусу центристских позиций, не по себе становится. Отсюда и вопрос: как вы относитесь к факту решительного увеличения маргиналов в стране?

- Вполне естественно, что ежегодный наплыв такого большого количества иммигрантов не может не вызвать беспокойства. Властям необходимы рабочие руки?..

- Не скажешь! У нас безработных и лишних людей на предприятиях много.

- Степень и свойства этнографических и этнопсихологических последствий от такого процесса в некоей мере зависят от того, кто приезжие по этническим и религиозным признакам. Если это белорусы, которые возвращаются на свою историческую родину, то такой приток можно только приветствовать! Если же это представители других славянских народов, готовых ассимилироваться в массе белорусов, то и в этом случае, как мне кажется, нет серьезных причин для тревоги. И только если среди иммигрантов много представителей иных этносов да еще представителей других религиозных конфессий - положение дел усугубляется и не может не вызвать серьезного беспокойства среди тех, кто является сторонником сильного и сплоченного национального государства. Имеют ли место подобные процессы в Армении?.. Они наблюдались в годы большевизма и советской власти, но сейчас их нет. Сегодня в Армению переселяется небольшое число нашей диаспоры, что приветствуется как правительством республики, так и народом, поскольку таким путем усиливаются связи с нашими зарубежными соотечественниками. Мы даже своих не всех в состоянии принять, не можем их ассимилировать.

- Боюсь, что у наших властей иная задача - растворить и еще более ослабить свой народ. Парадокс? Далеко не все осознают, что делают, и Бог им судья! Некоторые ведь танцуют под дудку московского православного патриарха Кирилла: дескать, объединяйтесь, ибо нет ни белорусского, ни украинского народов, есть единый русский народ! И ему, крайне политизированному пророку, тоже Бог Судья!

Я знаю, Альберт Агабекович, что в Беларуси вы не были, тем не менее, наслышаны про белорусов. Многое, вероятно, читали, общались с нашими людьми. Какое впечатление сложилось у вас от нашего народа, какой собирательный или совокупный образ выработался в вашем воображении?

- Вы знаете, я встречал белорусов, когда служил в армии и когда работал в России. Я встречался также со студентами, аспирантами. У меня в целом благоприятное впечатление, это великодушный, очень терпимо относящийся к другим людям и миролюбивый народ. Белорусы симпатичные также внешне. Причем, у меня впечатление такое, что они хорошие солдаты, хорошо переносят военную службу, почему я думаю, что у вас, в Республике Беларусь, хорошая армия. Это тоже очень важно. С одной стороны - доброта, с другой стороны -боевитость и готовность защищать свою страну. Но скажу и отрицательное: ни один белорус, когда мы общались, не проявил знания своего языка, что-то я не слышал в общении между ними белорусской речи. Ассимиляционные процессы в стране были налицо. Это называлось тогда интернационализмом, что было условием для «перехода к коммунизму», мир праху его! Но когда речь идет об ассимиляции, возникает вопрос: почему данный народ должен отказаться от своего языка и принять язык другого народа? Ведь когда идет ассимиляция, остается один язык, так не бывает, чтобы два языка шлифовались и обогащали друг друга, потому что языки синтаксически и не только синтаксически образуют разные системы. Языковеды утверждают, что языки сливаться не могут, скажем, армяно-турецкий язык создать невозможно, мы можем взять турецкие слова, но когда мы из слов составляем предложение, это будет армянское предложение по своей структуре, хотя и с инородными словами. Короче, побеждает в процессе ассимиляции один язык. А что, мой язык хуже?! Ведь можно доказать, что мой язык имеет и некоторые преимущества!

- Альберт Агабекович, мы завершаем нашу дискуссию, и в заключение просто нельзя не сказать: белорусский, армянский да и украинский народы вышли из исторической крутоверти, из тысяч и тысяч самых серьезных испытаний психически изнуренными, квёлыми, ослабленными. Просто удивительно, как еще они не растеряли своей культуры и самобытности! Подвиг народа надо ценить! Национальную культуру надо лелеять и всячески ограждать ее от посягательств извне и от разрушений изнутри несознательными элементами. Отсюда такой безыскусный и традиционный вопрос: что делать? Какой должна быть политика государств и каковы, скажем, должны быть усилия общества, что бы человечество не вернулось к пещерам совершенно деградированным?

- В целом нации нуждаются в основательном ремонте, в этнической социализации, чтобы кто оторвался - достиг психологической идентичности со своим народом. Этническая социализация - превращение человека в полноценного представителя своего этноса. Этот процесс у нас пущен на самотек. Порой по недомыслию им пренебрегают. В школе нет предметов, ориентированных на воспитание полноценных представителей нации. Среди факторов, способствующих превращению ребенка, школьника в личность, которая бы отвечала интересам своей нации, важную роль должны играть исторически возникшие символы. В совокупности это предметы, образы или действа, в которых в сгущенном виде дана та или иная информация об этносе.

Это сгустки этнической информации. И вот когда ребенок воспринимает эти символы, когда они становятся частью его внутреннего мира, он втягивается в этническую социализацию.

Задача национального государства состоит в том, чтобы собрать вместе этнические символы, выстроить их в иерархию, подать так, чтобы была возможность использовать их в семейном воспитании, школьном и внешкольном образовании. Этническими символами могут быть и флаг, и географические, объекты, пространства, и исторические личности. Ребенку труднее воспринимать отвлеченные вещи, идеи, ему легче запоминать символы. И следует формировать представление о прошлом предков, образы которых поднимаются к нам через поколения и поколения; отдаленное прошлое привело к жизни неповторимый этнос и эти, оставшиеся в прошлом жизни, незаметно влияют на нас.

- А как?

- Этническая память проявляется через коллективное бессознательное и нередко выражается в составе инстинктов, предпосылок для таланта, гениальности, в характерных формах поведения. Чем больше я изучаю психологию, тем сильнее убеждаюсь, что поколения предков, отдаленные от нас на тысячи лет, фактически находятся рядом с нами, потому и не обходится без их влияния, безусловно, все это передается через тонкие материи. Если человек разумный, он знает и ценит своих предков. Ценить предков - поступок, направленный к тому, чтобы ценить себя и обеспечить себе перспективу. Здесь определенный смысл и, если хотите, сама добродетель. Я искренне, от всего сердца приветствую белорусов и желаю всем вам оставаться достойными своих предков и своих исторических ценностей!

 
« Папяр.   Наст. »
БелСаЭс «Чарнобыль»

КОЛЬКІ СЛОЎ НА БРАМЕ САЙТА :

Народ і нацыя: Колькі слоў на Браме сайта
|


Шаноўныя, перад вамі спроба адкрытай і шчырай размовы пра найбольш важнае і надзённае, што даўно паўстала і востра стаіць перад нашым народам, цяпер — асабліва, — ратаваць сябе ў супольнасці, у суладдзі, берагчы і развіваць творчы дух народа і нацыі. Я ведаю, што гэтыя словы і тое, што за імі стаіць, дойдзе далёка не да кожнага розуму,...
Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП)
|


Памяць народа – перадумова для далейшага яго развіцця ў грамадзянскай супольнасці і выканання ім ролі крыніцы ўлады і крыніцы дзяржаўнасці. Інстытут Нацыянальнай Памяці (ІНП) ёсць грамадзянская ініцыятыва па выяўленні і раскрыцці найвыдатнейшых старонак беларускай гісторыі, абароне этнакультурных каштоўнасцей і выкрыцці злачынстваў супраць свайго народа, калі б яны ні былі ўчыненыя. Ніжэй прыводзяцца і іншыя вытрымкі з палажэння Аргкамітэта...
Joomla! Ukraine

НАВЕЙШЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ :

Хатынь спаліў… былы савецкі афіцэр
Погляд | Гістарычны матыў


21 сакавіка 1943 году на шашы Лагойск-Плешчаніцы партызаны абстралялі нямецкую калону. Адным з забітых быў капітан Ганс Вёльке чэмпіён Берлінскай Алімпіяды 1936 году, якому сімпатызаваў Гітлер.У адказ на наступны...
Выстава фоторабот «На мяжы тысячячагоддзя»
Брама сайта | Галоўнае


4-27.09.2018 г. у фотогалерэі кінатэатра "Цэнтральны" (горад Мінск) адбудзецца выстава фотаработ. Уваход вольны.    ...
ОБ ИСТОКАХ И ВРЕМЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА
Погляд | Даследаванні


Анатоль Астапенка В статье подвергается критике концепция «древнерусской народности». Наиболее приемлемой, исторически оправданной мыслью об этногенезе белорусов, является концепция балтского происхождения. Предлогается новая парадигма, согласно которой белорусский этнос имеет тысячелетнюю...
З высокім Сьвятам!
Брама сайта | Галоўнае


Сяргей Панізьнік. "Сьцяг"      Сьветлым полем я нясу агнявую паласу: як маланка, нада мной зіхаціць над галавой                    Сьцяг мой вольны,                    Сьцяг мой сьмелы,                    Сьцяг мой...
Не забаўка і не нажыва
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Ужо 60-т гадоў стала і плённа працуе на ніве беларускага прыгожага пісьменства празаік і публіцыст, інтэлектуал Эрнэст Ялугін. Нарадзіўся ён у 1956 г. на станцыі Асінаўка...
Стваральнік жывых твораў
Погляд | Асоба


Яўген Гучок, паэт, публіцыст Сёлета (19.11.2016 г.) выдатнаму майстру беларускага слова, гарачаму патрыёту Беларусі, пісьменніку, сябру Саюза беларускіх пісьменнікаў Эрнесту Васільевічу Ялугіну спаўняецца 80 гадоў. Яго творчы, як і жыццёвы, шлях не...
"Вялікае сэрца" (прысвечана В.Якавенку)
Погляд | Асоба


Яўген Гучок    2 сакавіка 2018 года споўнілася сорак дзён, як пайшоў у іншы свет (няма сумневу, што ў лепшы - у нябесную Беларусь) публіцыст, пісьменнік, грамадскі дзеяч Васіль Цімафеевіч...
Васіль Якавенка пасьпеў паставіць свой асабісты подпіс пад пэтыцыяй за гавязьнянку
Погляд | Асоба


Валер Дранчук. Слова на разьвітанне Апошні час мы стасаваліся мала. Сустракаліся выпадкова і амаль не тэлефанавалі адзін аднаму. Раней інакш. Наступальна актыўны Васіль Цімафеевіч сыпаў прапановамі, даволі часта запрашаў да сумеснай...
Увечары 22 студзеня 2018 года памёр Васіль Якавенка
Погляд | Асоба


Разьвітаньне адбудзецца 24 студзеня у рытуальнай зале мінскай Бальніцы хуткай дапамогі (Кіжаватава, 58б)  з 14:00 да 15:00. Пахаваны пісьменьнік будзе на Заходніх могілках.  ...
Выйшаў з друку новы раман вядомага пісьменніка і публіцыста В. Якавенкі «Абярэг»
КНІГІ | Навінкі


Ён прысвечаны навейшай гісторыі Рэспублікі Беларусь і асвятляе надзённыя пытанні культуры і нацыянальнага жыцця. У аснову твора пакладзены гісторыі, нявыдуманыя і пераасэнсаваныя аўтарам, падзеі і з’явы апошніх гадоў. Персанажы...
2018
Брама сайта | Галоўнае


...
Васіль Якавенка. «Пакутны век». 2-е выданне.
КНІГІ | Нятленнае


Якавенка, В. Ц. Пакутны век : трылогія / Васіль Якавенка; 2-е выд., дапрац. - Мінск : Выд. ГА «БелСаЭС «Чарнобыль», 2009.- 896 с. ISBN 978-985-6010-30-2. Падобнага твора ў беларускай...
Матей Радзивилл: «Беларусь – очень близкая для меня страна»
Погляд | Гістарычны матыў


Об истории и современности знаменитого польско-белорусского дворянского рода Радзивиллов «Историческая правда» беседует с князем Матеем Радзивиллом. - Пан Матей, расскажите, пожалуйста, к какой ветви Радзивиллов Вы относитесь? - Все, ныне...
Сяргей Панізьнік. Палуба Калюмба
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


  Згодна з легендай, якая ходзіць за акіянам, амерыканскі кантынент адкрыў 500 гадоў таму мораплавацель -- нехта народжаны на нашай зямлі у дзяржаве Вялікім Княстве Літоўскім. Наш зямляк, паэт Янка...
Васіль Якавенка: "Пакутны век". Да 10-годдзя выдання
КНІГІ | Нятленнае


Фільм, зняты Уладзімірам Каравацк ім ў 2007 годзе, аб чытацкай канферэнцыі ў Мінску па кнізе-трылогіі беларускага пісьменніка Васіля Якавенкі "Пакутны век", упершыню апублікаванай у 2006-м годзе. Мантаж відэа ў 2017...
Васіль Якавенка: Б’е набатам інерцыя чарнобыльскай безадказнасці!
ДЗЯРЖАВА І МЫ | ПостЧарнобыль


Ён заўжды быў і застаецца чарнобыльцам – ад пачатку нараджэння Зоны. Дзе ў зоне ж адчужэння апынуліся яго родныя Васілевічы. Пасля былі шматлікія падарожжы па забруджаных радыяцыяй раёнах. У 1991-96...
“Крывіцкія руны - ІІ”
КНІГІ | Нятленнае


Крывіцкія руны : вып. ІІ, беларускі культурны мацярык у Латвіі. / уклад., прадм., камент. М. Казлоўскага, С. Панізьніка. - Мінск : Кнігазбор, 2017. - 452 с. ISBN 978-985-7180-05-9. У том выбраных твораў «Крывіцкія...
Глядзець вачыма будучыні
ТВОРЫ | Пісьменнік і час


Шмат гадоў назад у газеце "Голас Радзімы" (№ 50-52, 30 снежня 2004 года) была апублікавана гутарка сябра ГА "МАБ" Веранікі Панізьнік з прафесарам факультэта германістыкі і славістыкі ва ўніверсітэце канадскага горада...
БелАЭС: чаго баіцца МАГАТЭ?
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Беларуская АЭС


Астравецкая АЭС цалкам адпавядае стандартам МАГАТЭ, сцвярджае афіцыйны Менск. Са справаздачаў экспертных місіяў гэтай арганізацыі ў Беларусь, аднак, вынікае іншае. На думку агенцтва, Дзяржатамнагляд Беларусі - няздольны забяспечыць бяспеку...
Ярослав Романчук: Беларусь медленно, но верно избавляется от нефтяного проклятья
ДЗЯРЖАВА І МЫ | Экалогія


Конфликт с Россией вокруг цены на энергоресурсы избавит Беларусь от нефтяного проклятья и, если не помешает АЭС, вынудит инвестировать в зеленую экономику и в развитие возобновляемых источников энергии. Как заявил...
Joomla! Ukraine

Новыя каментары :

КОЛЬКАСЦЬ ПРАЧЫТАНЫХ СТАРОНАК 
з 1 снежня 2009 года

КОЛЬКАСЦЬ НАВЕДВАЛЬНІКАЎ САЙТА 
mod_vvisit_counter Сёння 646
mod_vvisit_counter Учора 1602
mod_vvisit_counter На гэтым тыдні 7478
mod_vvisit_counter У гэтым месяцы 51151