Олег Кравцов,
политолог
Часть 1. Диагноз ментальности
Конец XX - начало XXI веков принесли нашему народу ряд новых сюрпризов и испытаний. Первым
из них стал распад Советского гетто в 1991 году, похоронивший глобальный коммунистический
проект. Результатом распада явилось неожиданное для большинства советизированных
и денационализированных белорусов обретение государственной независимости. Сразу
после этого, белорусов, не успевших обрести национальные чувства, втянули в
Евразийский интеграционный эксперимент. Характерной чертой происходящего
является то, что во всех вышеуказанных процессах белорусы не являются активной
или ведущей силой. Белорусы выступают в роли объекта чужой политики, а белорусская
земля выступает ареной выяснения геополитических споров между так называемыми
«сильными» соседями.
Чтоб понять, что делать и куда двигаться, нужно понять, где мы находимся. По этому, главной задачей на данном этапе является оценка существующего состояния ментальности белорусов и выработка общей программы действий для изменения ситуации в нужную сторону.
Информационной базой для анализа явились материалы научно-практической конференции «Трансфармацыi ментальнасцi беларусаў у XXI ст.», проведенной в г. Минске 24 ноября 2013 г. Институтом белорусской истории и культуры и Аналитическим проектом «BelarusSecurity Blog».
1. Что такое «ментальность»?
Исходя из многочисленных академических и авторских определений, о понятии национальная ментальность можно сказать следующее:
Национальная ментальность (национальный менталитет) - это присущий конкретному народу образ мышления и восприятия самих себя и окружающего мира.
Менталитет включает осознанные и бессознательные компоненты.
Менталитет не является чем-то постоянным и предопределенным. Формирование национального менталитета процесс непрерывный. Один и тот же народ может иметь разные ментальные характеристики на разных этапах исторического пути.
Основными элементами национального менталитета являются личностные качества: миролюбие-воинственность, толерантность-нетерпимость, лень-трудолюбие, честность-лживость, угрюмость-веселость, злобливость-добродушие, сильное-слабое самосознание и так далее.
2. Ментальный портрет белоруса.
Белорусская ментальность имеет две ипостаси - эталон и реальность. Эталон представляет собой общепринятый портрет "классического" ("традиционного") белоруса, который взят за основу при воспитании поколений. Реальность показывает, какими на самом деле являются современные белорусы, воспитанные на основе принятого эталона.
Ментальный портрет "классического" белоруса создавался на рубеже XIX-XX вв. в Российской Империи и коммунистическом СССР, то есть в период колониальной зависимости. За эталон была принята конкретная социальная группа - беднейшее крестьянство, которую противопоставили всем остальным социальным группам нашего этноса.
В начале XX века российский этнограф Федот Кудринский (соз)давал такую характеристику белорусов: «Одной из общих психических черт беларусов должно признать его недоверие к окружающим людям, кто бы они ни были. Это слишком заметная черта беларусов, можно сказать, лежит в основе всех его житейский отношений и составляет естественную форму его личного настроения... «Пана слухай, а свой разум май», говорит он, ограждая себя от всякого влияния пана на свой быт».
Личность местного «пана», человека того же этнического происхождения, в создании образа белоруса не только не использовалась, но прямо противопоставлялась ему. То есть - белорус - это не пан, а пан - это не белорус.
Созданный образ огражден от ассоциаций с правящим классом, государственностью, высокой культурой; элитарным, воинственным и доминирующим началом. Белорус - это утомленный лишениями крестьянин в лаптях. Он трудолюбив, покорен судьбе и мечтает единиться со старшим братом-россиянином.
Внушение «тутэйшым», что они «белорусы» приобрело системный характер только в XX веке во времена советской власти.
Теперь рассмотрим ментальные качества современного белоруса, того самого, который был взращен на примере "эталона". Белорусы начала XXI века имеют следующие характеристики:
- Слабая национальная идентичность;
- Аполитичность;
- Терпеливость;
- Невоинственность, боязливость (трусость);
- Безынициативность;
- Безыдейность;
- Прагматизм;
- Крайний индивидуализм и эгоизм;
- Патернализм и социальное иждивенчество;
- Слабая религиозность;
- Слабая консолидированность;
- Ориентация на «среднего»;
- Ложная толерантность;
- Жизнь «одним днем»;
- Клановость;
- Низкая национальная самооценка;
- Семейственность, стремление к эстетике и порядку.
Слабая национальная идентичность проявляется:
- в наличии разного уровня отрицательных эмоций в отношении своей нации: за границей белорусы чаще всего не идентифицируют себя белорусами, представляясь русскими или россиянами.
- в обособлении себя от государства и народа: в 2013 году, «своим» белорусское государство назвал только каждый третий белорус.
- в наличии вне- и наднациональных идентичностей: советской, «восточнославянской», «общерусской», «православной».
- в восприятии национальной идентичности, как географии происхождения и гражданства: в массовое сознание активно внедряется идея, что белорусом является любой житель Беларуси, имеющий белорусское гражданство, невзирая на этническое происхождение.
- в незнании национальной истории;
- в игнорировании или неприязни к белорусскому языку;
- в ярко выраженном негативном характере самоидентификации;
- в неприятии национальных символов: большинство белорусов не идентифицируют себя с национальными символами (бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня») и готовы жить под советской символикой;
- в русифицированности: сегодняшний белорус говорит на русском языке, слушает российскую музыку, смотрит российские новости и сериалы, считает себя частью «восточнославянской» и «общерусской» общности;
- в готовности к «слиянию» с Россией;
- в доминировании личных экономических интересов над интересами национальными.
Большинство не готово и не хочет участвовать в политической жизни страны, ограничиваясь только голосованием на выборах («Народная Воля», 3 сентября 2013 год).
Терпеливость, невоинственность и боязливость (трусость) проявляется в первую очередь в боязни войны и перемен. Эта боязнь была возведена в культ еще при СССР и оформилась в расхожей фразе: «абы не было вайны».
До сих пор актуальна советская установка о наказуемости инициативы. Только 30% белорусов считают, что инициатива и предприимчивость играют серьезную роль в достижении высоких статусных позиций в Беларуси, а люди с активной жизненной позицией уезжают из страны в поисках лучшей доли.
Безыдейность, прагматизм, эгоизм, патернализм, социальное иждивенчество - стоят в одном ряду. Как отмечает Рышард Радзик: «основная масса белорусов, особенно молодежи, ориентирована в значительной мере на материальные потребности, а не на духовные ценности, она не хочет участвовать не только в революции, но и вообще в какой-либо оппозиционной деятельности. Она обращена в себя, а не настроена на борьбу за идеалы, в том числе национальные. Если они взирают на Россию или на Запад, то исключительно из меркантильных соображений». В опросе 2013 года, только 29,3% предпочли независимость страны экономическому благополучию («Новости НИСЭПИ». Выпуск 1.III.2013, с.32). При этом большинство белорусов уверено, что государство должно обеспечить их если не всем, то почти всем. Патернализм и социальное иждивенчество, как черты национального менталитета, критиковались Президентом (Доклад А.Г. Лукашенко на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь 1 июля 2013 года): «Наш менталитет здесь прост - государство должно сделать все: и выплатить пенсию, и дать работу, и провести газ, и построить дорогу, и разбить клумбу, и воспитать брошенных детей, и вылечить алкоголика. Скажу сразу и прямо: думать, что государство должно сделать все и за всех, - опасное заблуждение. Скажу жестче - это прямой путь к деградации нации, к застою и упадку». Социальное иждивенчество отмечено в «Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» как фактор угрозы национальной безопасности.
По утверждению Миколы Рабчука, в Беларуси за годы независимости сформировалось две разные нации. Первая - «националисты», вторая - «постсоветские». Каждая из них считает себя «правильной», а своих оппонентов - маргиналами.
Ориентация на «среднего» выражается у белорусов в неприятии тех, кто выделяется из толпы поведением, идеями, внешним видом.
Современной толерантности, как ее понимают в Европе, то есть толерантности к другим нациям, расам, сексуальным меньшинствам, эмигрантам, де-факто в белорусском обществе нет. Толерантность, которую приписывают современным и ("классическим") белорусам, на поверку оказывается проявлением национального нигилизма, безразличия, бессилия, трусости, низкого уровня самосознания.
Жизнь «одним днем» выражается в политической недальновидности, готовности к объединениям с ЕС или Россией исходя из экономического меркантилизма или под воздействием популизма, без осознания цивилизационных последствий таких «объединений».
Социальные отношения белорусов выстраиваются по принципу бондинга (bond - связь), а не бриджинга (bridg - мост), где бондинг означает связи внутри узкой группы по принципу клановости и семейственности, а бриджинг означает установление связей исходя из личностных качеств контакторов.
Заниженная национальная самооценка выражается в феномене «отрицания своего»: товаров, истории, языка; в восприятии иностранца, как человека лучшего, чем белорус только потому, что он иностранец; в неуверенности в себе, неверии, что можно решить собственные проблемы без вмешательств извне.
Таков портрет реального современного белоруса!
Из всех отмеченных качеств, положительными являются семейственность. Это не может не радовать, ибо с семьи начинается нация.
То, что черты национального характера, запрограммированные сто лет назад, проявляются по сей день, нет ничего удивительного. Современный белорус является продуктом национального воспитания. Таковыми белорусов задумывали создатели национального проекта. Указанная архетипика, созданная всякого рода Кудринскими, вбивается в головы белорусов из поколения в поколение, начиная со школ и детских садов. За несколько поколений такого безальтернативного воспитания, представленный образ самих себя глубоко укоренился в сознании и вышел на уровень самовоспроизводства.
3. Ключевая характеристика белорусской ментальности.
Ключевой характеристикой белорусской ментальности является глубинное чувство национальной неполноценности, а точнее, ярко выраженный «комплекс побежденного».
По отдельности каждый белорус считает себя успешной личностью, гордится собственными достижениями, семьей, детьми, делает карьеру на родине и в чужих странах, обустраивает личную жизнь. Но когда речь заходит о национальном вопросе, «комплекс побежденного» включается на уровне бессознательного. Как отмечает Язэп Павлович, «только и именно эта «исторически-психологическая» травма объясняет основные существующие модели социального поведения и ментального состояния белорусов».
4. Социальная среда.
Нация - это совокупность личностей. Личности формируются в окружающей социальной среде, которая представляет собой набор общественных, материальных и духовных факторов.
Для Беларуси элементами социальной среды являются:
- Политические идеологии и мифологии;
- СМИ;
- Общественное воспитание и образование;
- Семейное воспитание;
- Историография и историческая память;
- Религия;
- Глобализация;
- Народная традиция, культура, фольклор и эпос;
- Литература, искусство;
- Наличие-отсутствие собственного государства;
- Символизм;
- Архитектурный стиль;
- Государственный язык и язык общения;
- Наличие-отсутствие национальной идеи;
- Место проживания (село-город);
- Цивилизационно-географическое положение;
- Установившийся и укоренившийся образ самих себя;
- Ценностные установки общества.
В конце XX - начале XXI века такие факторы, как народная традиция, культура, фольклор и эпос утратили актуальность; влияние литературы и искусства значительно ослабло по причине сужения читающей аудитории и сосредоточения искусства в узкой среде ценителей.
Христианство было и остается фактором раскола и дезинтеграции белорусского общества. Национальной религии у белорусов нет, а те формы христианства, которые имеются, представляют собой идеологическую агентуру соседних держав.
К политическим идеологиям и мифам относятся: коммунизм, либерализм, русское имперское мессианство, славянство, интернационализм. Все вышеперечисленное размывает и подрывает национальную идентичность и дезориентирует белорусское общество.
Глобализация выражается как в общемировых тенденциях, так и в интеграционных процессах на евразийском пространстве, а точнее в безальтернативном выборе между «сильными соседями» (Европой и Россией).
Главным архитектором мировоззрения в современном мире является система общественного воспитания и образования. Такие категории, как историческая память и национальное самосознание не передаются генетически, а формируются на системной основе в результате общественного воспитания. Систематически, начиная с детского сада, продолжая средней школой и прочими учебно-образовательными учреждениями, в сознание белорусов внедряются шаблоны и стереотипы, разработанные в колониальный период.
Историография - это историческая идеология. Она трактует те или иные исторические события и объясняет причинно-следственные связи. Историография является основным инструментом формирования «исторической памяти» - восприятия самих себя в истории. Белорусская историография, созданная при Российской Империи и СССР, трактует исторические события в парадигме российской доминации и исторической ущербности белорусов. Заложенные в прошлом веке идеологические установки прижились и воспроизводятся белорусами самостоятельно, не подвергаясь корректировке и критическому осмыслению.
СМИ - главный инструмент пропаганды и манипуляции общественным мнением. Ряд тезисов, постоянно обыгрываемых в СМИ, культивируют и закрепляют установки слабости и беспомощности. Например:
«Мы маленькая страна, поэтому зависим от более сильных соседей» - такие страны, как Люксембург, Монте-Карло, Швеция, Финляндия являются развитыми и самодостаточными и не комплексуют по своим размерам.
«У нас мало ресурсов» - в Эстонии, Японии, Финляндии, Чехии тоже мало ресурсов, однако они сумели грамотно организовать свою деятельность и эффективно использовать то, что имеют.
«Самостоятельно в современном мире не выжить, надо к кому-нибудь присоединяться». Данный тезис подразумевает ЕС или РФ («запад-восток»), что является, по сути, отсутствием выбора, утратой суверенитета и заведомым неравноправием (мезальянсом). Варианты: «север-юг», создание союзов с географически отдаленными странами и/или со странами равными по потенциалу не рассматриваются вовсе.
«Белорусы - многострадальный народ». Тезис обращает белорусов к концепту собственной слабости, а не к концепту собственной силы и формирует мироощущение неудачников.
Через семейное воспитание передаются традиции семейственности, бытовая культура и сублимированные установки всех остальных факторов, формирующих ментальность.
Сам факт наличия национального государства укрепляет национальное чувство и формирует субъектное национальное мировосприятие. Для белорусов картина омрачена тем, что современная Республика Беларусь сегодня не является национальным государством. Беларусь остается продолжением СССР («социальноориентированным», где «все нации равны» и «имеют равные права»), белорусский язык не является де-факто государственным, государственная историография является продолжением советской, названия улиц носят имена антинациональных советских деятелей, а государственная символика является символикой коммунистической БССР.
Символизм включает государственные символы, названия улиц (топонимику), государственные праздники, имена собственные (антропонимику). Все это, за небольшим исключением является продолжением советского наследия и не несет национальной окраски. В подавляющей массе белорусы дают детям имена еврейского и греко-римского происхождения, которые в обиходе считаются «русскими».
Особенностью архитектурного стиля белорусских городов является наличие огромного количества эстетически убогих зданий советской эпохи и российских православно-церковных новостроев. Это помогает удерживать менталитет на уровне обще-советской и обще-российской идентифики.
Государственным языком и основным языком бытового общения в стране является русский язык. Данный факт, во-первых, формирует восприятие чужого языка и культуры на его основе, как лучших, по сравнению с белорусскими. Во-вторых, нарушает связи «свой-чужой» в отношении с Россией, приводит к ассоциации себя с россиянами, отождествлению своих интересов - с интересами России.
Наличие национальной идеи является мобилизующей и интегрирующей силой в национальном обществе, дает нации духовный смысл существования. У белорусов на сегодня национальной идеи нет, то есть белорусская нация не имеет смысла своего существования.
Мощным фактором самовосприятия для белорусов является место проживания - село или город. Сельскость имеет более низкий социальный статус по сравнению с городом. Так как в основе классического образа белоруса был использован сельский житель, то в стране, где основное население живет или стремится жить в городах, этот образ воспринимается как непривлекательный или отталкивающий.
Фактор цивилизационно-географического расположения Беларуси до недавнего времени использовался только в лимитрофной политике, где Беларусь представлялась в качестве "моста" ("транзита") между Западом и Востоком (Европой и Россией). И лишь недавно наметились тенденции, в которых Беларусь позиционируется, как центр Европы.
Согласие с образом самих себя, как нации крестьянской, забитой, в прошлом не отличавшейся героизмом и находившейся в подчиненном положении у соседей, задает и оправдывает сложившийся контекст отношений между нациями-соседями: поляками, россиянами, летувисами. Они с удовольствием самоутверждаются за наш счет, допускают высокомерное и снисходительное отношение, ставят под сомнение право на национальную субъектность. Относительно равноправными складываются отношения с такими же "ранее угнетенными" нациями-соседями, как украинцы и латыши, а так же отношения с дальними соседями, с которыми белорусы ранее не соприкасались или соприкасались косвенно.
Исходя из представлений о самих себе, строятся стратегические планы, формируются претензии на будущее. Осознание себя древней нацией с богатой историей и культурой порождает естественное желание дальнейшего существования и развития. Осознание себя нацией "случайной", "искусственной", "молодой" и "сельской" логично лишает нацию на историческую перспективу.
Анализируя факторы социальной среды, можно убедиться, что почти весь инструментарий, призванный формировать ментальность белорусов, работает на то, чтоб зафиксировать или даже усугубить существующее положение, а не изменить его в лучшую сторону. То есть, за период пребывания в РосИмперии и СССР, в Беларуси создана и успешно воспроизводится социальная среда, формирующая именно таких людей, какими мы их видим сегодня. Система выбраковывает сильных личностей, которые либо смиряются, либо вынужденно покидают страну в поисках самореализации.
5. Ретроспектива исторического прошлого.
Взгляд в прошлое необходим, чтоб увидеть, какими мы были в разные моменты истории и с каких пор обрели то, что имеем сегодня.
Исторический путь белорусов можно разбить на следующие периоды:
- дохристианский (балтский) период;
- период Киевской Руси и Полоцкой Кривии;
- период Великого Княжества Литовского (ВКЛ);
- период Речи Посполитой;
- период Российской Империи;
- период СССР;
- нынешний постсоветский период (Республика Беларусь).
В дохристианский период, периоды Полоцкой Кривии, ВКЛ, Речи Посполитой и первом столетии пребывания в составе России предки белорусов (ятвяги, полоцкие кривичи, литвины) характеризуются субъектным и гиперсубъектным поведением. Язычники-ятвяги активно воюют с волынской и тевтонской агрессией. Полоцкая Кривия успешно противостоит объединенным силам Киевской Руси. Литвины ВКЛ распространяют свое политическое, культурное и цивилизаторское влияние далеко за пределы этнических территорий, образуют государство от Балтийского до Черного морей.
С начала разделов Речи Посполитой, антироссийские восстания поднимает три поколения белорусов-литвинов (1794, 1830, 1863 гг.). За это время Россия политически, физически и морально уничтожает местную элиту, насаждает свои законы и устои. Проект «белорусы», как промежуточный этап русификации ставших «тутэйшымi» литвинов, создается для нас только в конце XIX века. В шовинистической западнорусистской манере его пытались двигать русские школы и русские попы. В патриотично-романтической манере его вели белорусские просветители. Наибольшего успеха добилась советская власть, создавшая на его основе «самый советский» народ СССР.
СССР развалился, но проект «белорусы» продолжает действовать в автоматическом режиме. Государственные и гражданские институты (образование, историография, СМИ, церковь и прочие) воспроизводят его и поддерживают комплексы, привитые в СССР и Российской Империи.
6. Что делать?
Как отмечает Сергей Николюк, «структура ментальности любого народа не является исторической константой». «Если резко изменяются параметры окружающей среды, то культура, следовательно, и ментальность начинают трансформироваться».
В условиях колониальной оккупации и геноцида, которому подвергался наш народ в течение последних двухсот лет, режим «подчиненного», возможно, помог выжить и сохраниться. Однако времена меняются. Привычки, традиции, толкование исторических фактов необходимо периодически пересматривать и менять сообразно новому времени, реалиям и задачам на будущее. Для нашего народа это время давно настало.
Сегодня нам не нужен денационализированный белорус-комформист. Сегодня нам нужен белорус, осознающий себя полным и единственным хозяином на своей земле. Нам нужен белорус - строитель Беларуси для белорусов. Так же, как поляки создали Польшу для поляков, японцы - Японию для японцев, а евреи - Израиль для евреев.
Наша задача - создать полноценную самодостаточную нацию. Для этого нам нужна коренная перекодировка, полный ребрендинг национального образа, концептуальные изменения социальной среды!
Белорус на своей земле должен чувствовать полное интеллектуальное, культурное и моральное превосходство по отношению к каким бы то ни было чужакам. Являться белорусом в Беларуси должно быть почетнее и выгоднее, чем небелорусом.
Из образа белоруса должны исчезнуть ассоциации с угнетением и слабостью. Во-первых, до российской оккупации, политической нацией у нас была шляхта с гонором и годностью. Во-вторых, крестьянство в Беларуси было разным. У В. Короткевича белорусское крестьянство совсем не такое, как в «классическом» образе. В-третьих, в Беларуси, кроме селян и шляхты, жили горожане, защищенные привилеями и магдебурским правом. Акцент в новом образе должен быть сделан на чести, достоинстве, интеллекте, харизме и силе, материальной и духовной самодостаточности.
Что делать со старым, "угнетенным" образом? От старого стереотипа необходимо избавиться, как от вредной привычки. Образ угнетенного белоруса может остаться в архиве истории, как негативный пример того, что происходит с народом, теряющим доминацию на собственной земле.
Практические шаги на пути трансформации, заключаются в следующем:
А. Создание нового образа белоруса (новой модели нации);
Б. Переориентация имеющегося инструментария, участвующего в формировании личности, на поддержание нового образа (начиная от создания национальной историографии, заканчивая системой образования и государственной идеологией);
В. Воспитание нового типа белоруса, сообразно новой модели, на принципах субъектности и доминации всего белорусского на белорусской земле.
Резюме
- Ключевой характеристикой ментальности современного белоруса является глубокое чувство национальной неполноценности («комплекс проигравшего»).
- Этот комплекс возник в результате национального воспитания, в основе которого образ угнетенного белоруса-батрака - носителя отрицательных архетипов.
- Данный образ искусственно создан для белорусов на рубеже XIX-XX столетий колониальными властями России и СССР. Цель его создания - деморализация, денационализация и русификация белорусов.
- В процессе воспитания поколений, этот образ был принят за истину самими белорусами. Говоря словами Василя Яковенко, поверженный народ начал смотреть на самих себя глазами врагов-победителей.
- Привитие и поддержание национальных комплексов (осознанно или по инерции) продолжается в современной Республике Беларусь через систему образования, историографию, СМИ, церковь и прочие государственные и гражданские институты.
- Для большинства современных белорусов сложившийся национальный образ несет эмоционально негативный оттенок или не является привлекательным. В шкале ценностей понятие нации либо отсутствует, либо занимает последние места. Такая ситуация ставит под вопрос перспективу существования белоруской нации и государства, наносит ущерб формированию личности.
- Для изменения сложившейся ситуации, необходима коренная перекодировка нации, концептуальные изменения социальной среды. Три практических шага к этому заключаются в следующем:
А. Создание нового образа белоруса (новой модели нации);
Б. Переориентация имеющегося инструментария на поддержание нового образа (начиная от создания национальной историографии, заканчивая системой образования и государственной идеологией);
В. Воспитание нового типа белоруса сообразно новой модели, на принципах субъектности и доминации всего белорусского на белорусской земле.
|